-------------------
-------------------
После появления публикации в прессе о разграничении понятий «скорая медицинская помощь» и «первая помощь» постоянно приходят вопросы с просьбой прокомментировать Федеральный закон РФ № 267.
Мы подготовили список наиболее часто встречающихся вопросов и адресовали их руководителю Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи, профессору, заведующему кафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи МГМСУ Вёрткину Аркадию Львовичу.
С какой с целью комитет по охране здоровья подготовил поправки к закону об «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и отдельные законодательные акты?
Мы прекрасно знаем о высокой аварийности на дорогах Российской Федерации, а потери от ДТП стали бедствием национального масштаба. С целью снижения высокой смертности в 2006 году стартовала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы». Именно в ходе реализации данной программы вышел в свет очередной законопроект, задача которого стимулировать общественность к оказанию первой помощи.
Аркадий Львович, уточните, пожалуйста, зачем участникам дорожного движения, самостоятельно оказывать помощь, ведь существует скорая медицинская помощь и, тем более, зачем разграничивать понятия «первой помощи» и «скорой медицинской помощи»?
Дело в том, что уровень смертности от ДТП напрямую зависит от сроков оказания пострадавшему первой помощи. Грамотно и своевременно оказанная первая помощь до приезда на место происшествия медицинских работников в большинстве случаев является главным фактором, который может спасти жизнь. Так, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти до 3 минут, вероятность того, что немедленно начатые реанимационные мероприятия позволят восстановить сердечную деятельность может достигать 75 %. При увеличении этого промежутка до 5 минут, вероятность успешности реанимационных мероприятий не более 25 %, при превышении 10 минут человека спасти не удается. Это подтвердила председатель Комитета по охране здоровья Ольга Борзова: «Известно, что примерно 70% пострадавших в ДТП погибают на месте происшествия или по дороге в больницу. Часто – из-за того, что им сразу не оказали первую медицинскую помощь».
Теперь отвечу на вторую часть вопроса. Исходя из вышесказанного водитель транспортного средства, сотрудник ДПС, МЧС, и другие участники дорожного движения должны уметь оказывать первую помощь. Для этого необходимо разработать нормы, границы и стандарты оказания помощи, что и было выполнено. Проект уточняет понятийный аппарат, выделяет в законодательстве понятие «первой помощи». Таким образом: «Первая помощь оказывается … до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку». Федеральный закон РФ N 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Статья 1.
Скажите, почему именно сотрудников спецслужб (МВД, МЧС, ФТС, и ФССП) обязывают оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП.
Во-первых, зачастую именно сотрудники спецслужб (ГИБДД и МЧС) оказываются первыми на месте аварии.
Во-вторых, в настоящее время в автошколах РФ курс по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях либо отсутствует, либо мало соответствует требованиям Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Предмет «Оказание первой помощи при ДТП» обучающиеся осваивают самостоятельно или изучают в рамках лекционного материала, который преподается сотрудниками автошкол без медицинского образования. В вышеперечисленной группе лиц мы закрепляем обязательность специальной подготовки. Они будут нести юридическую ответственность за невыполнение первой помощи.
В-третьих, мы говорим о необходимости обучить группы людей, что дает возможность быстро и качественно организовать курсы по единым программам и правилам, с возможность контролирования выполнения программы.
И самое последнее - вышеперечисленная категория лиц, имеет самую высокую социальную ответственность, и их действия должны послужить хорошим примером для остальных участников дорожного движения.
Аркадий Львович, кто именно должен оказывать первую помощь и кто должен проходить специальную подготовку?
В соответствии с законом, первую помощь должны оказывать сотрудники органов внутренних дел РФ, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и Внутренних войск, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, судебные приставы, сотрудники ведомственной охраны, таможенной службы, сотрудники частных детективных и охранных предприятий, водители транспортных средств и другие лица, прошедшие обучение. После принятия закона, названные службы будут обязаны ввести для своих сотрудников курсы такой спецподготовки.
Как Вы считаете, сложно ли будет подготовить программы и курсы по обучению «Первой помощи» и кто их должен проводить?
Несомненно, к вопросу обучения спецслужб необходимо подходить со всей мерой ответственности. В нашей стране все знают, как «играть в футбол», «водить машину» и «лечиться». И к чему это приводит.… На нашей кафедре в течение года идет работа в данном направлении. Подготовлены программы обучения, разработан пакет методических рекомендаций и алгоритмов. Существует огромный опыт обучения скорой медицинской и первой помощи. Очень важно проводить обучение, исходя из законов доказательной медицины и учитывая особенности групп. Такими особенностями являются: абсолютное непонимание медицинской терминологии и основ травматизма, отсутствие мотивации у обучающихся, невозможность отрыва от производства на длительный срок. Поэтому мы рекомендуем на основании собственного опыта проводить обучение в концепции симуляционного образования с использованием методов дистанционного образования, т.е. обучения на муляжах, фантомах, манекенах, в условиях, приближенных к реальным, что позволяет получить незаменимый опыт. Кроме того, эффективность подобных методов обучения превышает традиционные методики. Дистанционные формы позволяет сократить сроки и интенсифицировать процесс обучения.
В законе говорится и о возможности обучении водителей транспортных средств? Да, на самом деле, водители могут пройти обучение самостоятельно и тем самым стать полноправными участниками дорожного движения. Акцентирую внимание на том, что понятие «первой помощи» распространяется не только на оказание помощи при ДТП, но и «при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью». Тем самым мы говорим о повышении медицинской грамотности населения.
Существуют ли наказание за неоказание «первой помощи»?
На сегодняшний момент существуют несколько статей в уголовном кодексе РФ, которые оговаривают причинение вреда больному по неосторожности, либо привлечение к ответственности за неоказание помощи. Эти такие статьи как Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности или ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»); Неоказание помощи больному («Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного или смерть больного, либо причинение тяжкого вреда его здоровью»); Оставление в опасности и Халатность («Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе…повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека»).
Кроме того никто и никогда не сможет освободить нас от моральной ответственности, а совесть, как известно, может быть самым строгим судьей.
Подготовил Филимонов В.С.