-------------------
-------------------
Правительство России приняло на днях поправки в Правила дорожного движения (ПДД), вычеркнув абзац о том, что водитель должен иметь при себе «документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп – в случае управления транспортным средством в отсутствии его владельца».
В давние времена, когда Виктор Кирьянов, нынешний заместитель министра МВД России, был еще начальником отдела ленинградской Госавтоинспекции, к нему часто обращались жалобщики по поводу этих самых доверенностей и связанных с ними неприятностей. В минувшую субботу мы вспомнили с генералом Кирьяновым те случаи, когда говорили об исключении из ПДД термина «доверенность».
– Да, тогда было совершенно другое время, – считает Виктор Николаевич. – В дежурную часть Госавтоинспекции невозможно было просто дозвониться. Сегодня же у сотрудников дорожной полиции появилась самая современная телекоммуникационная техника.
Несколько лет назад в Петербурге на Пулковском шоссе со стороны аэропорта установили пост ГАИ, оснащенный самым современным оборудованием. С помощью его на телеэкране дежурные инспекторы получают все сведения о приближающихся машинах, едва они начинают спускаться с Пулковских высот либо проезжают площадь Победы. У сотрудников ГАИ появилась возможность моментально останавливать подозрительные авто.
– А сейчас у инспекторов ДПС имеются уже чуть ли не карманные планшетники, позволяющие получить исчерпывающую информацию о каждой остановленной машине, – говорит Виктор Николаевич. – В считанные минуты можно теперь составить протокол и мгновенно выяснить, кто есть кто за рулем. В таких условиях доверенность, даже если она напечатана на компьютере, остается бумажкой, не более того.
Точных данных о количестве водителей, управляющих машиной по доверенности, в стране нет. Считается, что это 70% от числа имеющихся автомобилей. Виктор Кирьянов напомнил: сегодня в России зарегистрировано 47 млн авто. Прирост за 2011 год – 2 600 000. А только за десять месяцев нынешнего эта цифра составила 2,7 млн. Так есть ли смысл и дальше плодить устаревшие доверенности? Тем более что имя водителя вписано в полис ОСАГО, чего вполне достаточно для управления автомобилем при наличии техпаспорта.
Правда, при любом регистрационном действии доверенность потребуется. Без нее человек, не являющийся юридически собственником авто, не имеет права снять машину с учета или поставить на него. В случае если автомобиль отправят на штрафстоянку, скажем, за нарушение правил парковки, высвободить его из «плена» сможет собственник автомобиля либо тот, у кого есть доверенность от собственника на право управления этим авто. Потребуется доверенность и при оформлении полиса ОСАГО на представление интересов собственника в страховой компании. А в случаях возмещения ущерба, причиненного автомобилю, необходимо предъявить страховой компании заверенную нотариусом доверенность на право получения компенсации.
– Кстати, сейчас при ДТП участники происшествия могут договориться о взаимных претензиях друг к другу. Но тем не менее вызывают дорожную полицию, которую, как правило, ждут в окружении пробок...
– Действительно, автомобили на улицах сегодня в большинстве своем довольно дорогие, поэтому люди подстраховываются Госавтоинспекцией, дабы не продешевить. Сейчас действует правило о договоренностях до 25 тыс. рублей по взаимным претензиям участников ДТП. Но эффекта практически нет. Поэтому мы выступили с предложением о компенсации ущерба до ста тысяч рублей. Страховщики пока размышляют.
– Пессимисты утверждают, что в связи с отменой доверенности резко возрастет число угонов автомобилей.
– Не думаю. Хотя бы потому, что инспектор в случае остановки любого, в том числе подозрительного, автомобиля в первую очередь обязан проверить машину через базу об угонах. А это сегодня секундное дело практически для любого дежурного экипажа на трассе.