-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Жукова Нина Борисовна, сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук,Член Президиума РосСовета по Культуре Поведения на Дорогах
Инициатива празднования принадлежит Русской Православной Церкви. Торжества по случаю Дня Крещения Руси благословили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, патриарший экзарх Белоруссии митрополит Филарет. Активное участие в организации этого праздника принимает международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор» (ВРНС).
Сегодня праздник приобрел особый смысл, ведь указом Президента 2012 год объявлен годом истории России. По целой плеяде городов страны прокатятся торжественные мероприятия в память юбилейных дат 1150-летия российской государственности, 400-летия окончания Смутного времени и 200-летия Бородинского сражения.
История давно перестала быть только исследованием архивных документов, целенаправленная интерпретация которых становится в условиях современной информационной войны мощным политическим оружием. Информационные технологии непосредственно влияют на процессы управления и развития общественных и государственных систем, обеспечивают или подрывают их устойчивость и выживаемость, становятся решающим фактором власти.
Увы, до недавнего времени у России вообще не было внятной концепции противодействия враждебным информационным технологиям. Лишь в августе 2000 г. Владимир Путин объявил информационную сферу «стратегическим сектором, имеющим прямое отношение к безопасности государства», приравняв информацию к стратегическим ресурсам страны. Однако все попытки укрепить этот поистине фундаментальный сектор обеспечения национальной безопасности неизменно встречали и продолжают встречать самое ожесточённое сопротивление.
Примером активности противников России на этом направлении является опыт Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, которая не выдержала напора скоординированных атак историков либеральной ориентации, «правозащитников» и атлантически ориентированных СМИ, и была распущена в феврале с. г. практически с нулевыми показателями работы за все три года её существования. Этот опыт ещё раз убеждает нас, что борьба за государственный суверенитет России и за сохранение нашей национальной исторической памяти мешает течению деструктивных процессов глобализации. Например, таких, как слияние элит для создания мирового наднационального правительства.
Но именно по этой причине так важно всем нам, кто любит Россию и считает её родным домом, достойно отметить в этом году все памятные даты нашей истории, к которым, несомненно, относится и День Крещения Руси.
Напомню, что традиция отмечать его родилась не три года назад. В ХIХ веке этот День праздновали с большой торжественностью. Традиционно чтит память равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в 988 году, Русская Православная Церковь, которая 1 июля 2008 года выделила эту дату в церковном календаре красным цветом. Что касается большевиков, а затем и современных российских «правозащитников», они никогда не признавали эту дату достойной памяти на государственном уровне.
Чем ближе памятная дата, тем изощрённее становятся попытки русофобов всех мастей исказить смысл ее празднования. Усиливаются информационные наскоки и на Русскую Православную Церковь. Как и прежде, они привычно ссылаются на ст. 28 Конституции РФ, которая «гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания», изобретают всё новые «доказательства» вторжения РПЦ в светскую жизнь. Но в том и состоит их работа по расщеплению национального общественного сознания. К сожалению, она приносит свои вредоносные плоды. Надо признать, что это происходит не потому, что «антиклерикалы» и носители антирусского секулярного сознания пользуются поддержкой в самой России, а из-за явного преимущества мощнейшего «информационного кулака» у стран Североатлантического союза.
Для нас же смысл исторического выбора христианства как государственной религии России очевиден. Пантеизм не подходил ни тогда, ни теперь для построения централизованной государственности. Христианство стало новым этапом в развитии общественных отношений восточных славян. Его принятие способствовало распространению на Руси грамотности, появлению переведённой с греческого языка богатой литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения.
В Киеве и других городах появились монастырские и частные библиотеки. Богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, взрастивший целую плеяду русских церковных писателей. Студийский устав, принятый в этом монастыре, вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Под воздействием Православной Церкви в жизни русского народа изживались такие языческие обычаи как кровная месть, полигамия, похищение девиц; усилился материнский авторитет, укрепилась семья, постепенно восстанавливался нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Влияние христианства на становление «славянского культурного типа» глубоко исследовано Н. Я. Данилевским (1822-1885 гг.) в его главном произведении «Россия и Европа» (1869 г.). По мнению Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.), вся русская цивилизация основывается на православном понимании христианства, которое он противопоставлял протестантизму и католичеству, полагая, что особое предназначение России состоит в том, чтобы указать человечеству духовный путь к спасению.
У России всё ещё сохраняется шанс реализовать на практике это предвидение наших великих предков, особенно в условиях краха бездуховного мира финансовых спекулянтов, которые довели до жесточайшего нынешнего кризиса не только Западную Европу, но и США. Но для этого мы сами должны сначала восстановить в нашем национальном сознании память о том, кто мы и откуда мы родом, о всех наших знаменательных исторических датах.