-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Чуприян Александр Петрович -Координирует участие МЧС России в разработке и реализации федеральных целевых и долгосрочных программ в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В России, несмотря на снижение общего числа ДТП, уровень погибших на дорогах, по-прежнему, высок. Жизнь пострадавших часто зависит от того, насколько быстро на место трагедии прибудут спасатели и насколько своевременно будет оказана помощь.
О работе спасателей, работающих на ДТП, оснащении спасательных подразделений, внедрении новых технологий и о помощи добровольцев профессиональным спасателям рассказал Александр Чуприян, заместитель Министра МЧС России.
- Александр Петрович, насколько часто сотрудникам МЧС России приходится выезжать на ДТП?
- МЧС России является активным участником реализации федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения». За 9 месяцев этого года сотрудники министерства выезжали на ДТП свыше 110 тысяч раз, это на 29% больше, чем в прошлом году. Только число деблокированных при помощи специального инструмента - тех, кто не смог самостоятельно покинуть автомобиль после аварии, - превысило 14 тысяч человек. Сейчас мы выезжаем на каждое второе ДТП.
- Достаточно ли у пожарно-спасательных подразделений техники, оснащения, и устраивает ли вас его уровень?
- Ежегодно мы закупаем новый, как правило, отечественный аварийно-спасательный инструмент. Этот гидравлический инструмент совершенствуется и сейчас он достаточно эффективный - применяется во всех чрезвычайных ситуациях, в том числе при ДТП и пожарах.
Поэтому было принято решение, что на любой пожарный автомобиль такой инструмент должен быть установлен в обязательном порядке.
МЧС России реализует программу переоснащения подразделений, рассчитанную до 2015 года. В этом году мы приобрели два самолета-амфибии Бе-200, 9 вертолетов, отечественную технику нового поколения. Более 340 отечественных пожарных автомобилей, ни в чем не уступающих по своим характеристикам аналогичным автомобилям зарубежного производства, поступили в наши подразделения.
Акцент делается и на робототехнике, которая используется при тяжелых авариях, особенно на железной дороге, когда происходят аварии с химически опасными продуктами. Робототехнику производим совместно с зарубежными партнерами, и она включена в программу оснащения.
- МЧС России развивает систему «112». На Ваш взгляд, поможет ли она сократить время реагирования на автоаварии?
- Система «112» реализуется в качестве пилотных проектов в ряде регионов: Курской, Астраханской областях, Татарстане. В следующем году в эту программу должны включиться еще более 10 субъектов.
«112» позволяет нам сэкономить время, так как по нашим расчетам в 40% случаев реагирования должны быть задействованы не менее двух служб одновременно, а в 20% - не менее трех служб. Таким образом, при системе «112» операторы, обрабатывающие информацию о происшествии, сразу могут адресовать ее всем необходимым службам.
При внедрении системы «112» время реагирования на ДТП, по нашим оценкам, сократится вдвое. Сейчас в среднем оно составляет не более 9 минут. Безусловно, пока еще не все дороги обустроены средствами связи, и здесь еще существуют вопросы.
- Если говорить об авиации, насколько успешно она применяется при ликвидации последствий ДТП и оказании помощи пострадавшим?
- Учитывая просторы нашей страны, мы не мыслим себя без авиации. У нас есть хороший опыт применения вертолетов в Москве. Каждый день в столице вертолеты задействуются 3-4 раза. В течение года они вылетают более чем на 1000 вызовов, и в этом году при помощи авиации в Москве был спасен 441 человек.
По поручению Правительства мы полностью контролируем вертолетами федеральную трассу Москва - Санкт-Петербург, где появились вертолетные площадки, спасательные части и учреждения Минздрава вдоль трассы.
Сейчас рассматриваются возможности и для реагирования авиации в ночное время. Для нас это представляет определенную сложность, но ведь горе приходит не только днем, но и ночью.
Другой приоритетной трассой является трасса Дон. Для нее уже разработан проект внедрения авиации. В ближайшее время для прикрытия этой федеральной дороги на дежурство встанут приобретенные вертолеты.
Без внимания не остаются и другие автотрассы, в частности, Чита-Хабаровск, ряд дорог в Татарстане.
- Как вы взаимодействуете с сотрудниками МВД при автоавариях, и задействуете ли вы добровольцев?
- У нас есть соглашения с МВД и Министерством здравоохранения и социального развития. Мы идем по пути дифференцированного подхода - если ГАИ известно о ДТП, они нас информируют, и госавтоинспекторам нет необходимости участвовать в проведении аварийно-спасательных работах.
С этого года мы включили в работу еще один резерв - добровольную пожарную охрану, ведь добровольцы реагируют не только на возгорания. Мы их обучаем, у них на автомобилях установлено точно такое же аварийно-спасательное оборудование как у спасателей и пожарных.
Мне самому неоднократно приходилось убеждаться, что добровольцы привлекаются для оказания помощи терпящим бедствие в ДТП. Таким образом, мы открыли второй фронт, и число добровольцев будет только расти.
Добровольчество - достаточно обсуждаемая тема, но практическая реализация этой программы стала возможна только в этом году (после подписания Федерального закона «О добровольной пожарной охране»).
Уже в будущем году количество добровольцев, готовых оказать помощь по любым направлениям, в том числе при ДТП, должно составить несколько тысяч. Армия добровольцев формируется, и общими усилиями она будет развиваться.
- Несколько лет назад в Краснодарском крае было создано подразделение пожарных-мотоциклистов. Насколько успешным оказался этот эксперимент и будет ли он распространяться на другие регионы?
- Да, экспериментальная часть была создана в Краснодаре. На нее уже приходится каждый третий боевой выезд.
Мотоциклы оборудованы средствами пожаротушения, оказания помощи пострадавшим, аварийно-спасательным инструментом для деблокации. Мотоциклисты работают по принципу постоянного мониторинга Краснодара, разделенного на четыре сектора, по 12 часов с технологическими перерывами получают сигнал тревоги по радиоканалам, находясь уже на патрулировании. Это позволило постоянно следить за оперативной обстановкой в городе.
Но и здесь мы смогли подключить добровольцев - байкеров. Мы их привлекаем в порядке эксперимента, и они оказывают нашим сотрудникам содействие. Байкеры-добровольцы оказались пытливыми и неравнодушными людьми.
В будущем году подразделение мотоциклистов появится и в Сочи. Заинтересованность в его создании высказал Ставропольский край. Этот эксперимент будет развиваться в южных регионах России, что позволит оперативней реагировать на происшествия, в том числе и на ДТП.
Предпосылки для создания таких подразделений существуют и в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.