-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Член Президиума РосСовета
заместитель Председателя Совета ОП ОБДД
член-корреспондент Академии Наук социальных технологий и местного самоуправления
Владимир Валерьевич Уткин.
Российский Совет по культуре поведения на дорогах (РосСовет), работающий под эгидой Всемирного Русского Народного Собора, взял на себя миссию по радикальному изменению сложившейся негативной дорожной ситуации. По мнению РосСовета основной трагедией на дорогах является прежде всего несоблюдение участниками дорожного движения принципов безопасности. Во-вторых, слабыми практическими навыками водителей и нежеланием пешеходов по-человечески и профессионально-грамотно взаимодействовать между собой и водителями на дорогах.
Корни этих дорожных трагедий лежат в несоблюдении этики поведения (личной и профессиональной) и нравственности.
Ситуация осложняется тем, что негативная обстановка вседозволенности, самооправдания, недоброжелательности на дорогах нашей страны приобрели массовый характер.
Решение данной проблемы РосСовет видит через массовое просветительство участников дорожного движения. Дорожное просвещение (понятие вновь вводимое) направлено в первую очередь на приобретение знаний профессионально-грамотного отношения между всеми участниками дорожного движения с соблюдением нравственно-ответственного поведения на дорогах.
И конечно же реализация полученных знаний в повседневную жизнедеятельность.
Вся эта работа на местах предполагает вовлечение участников дорожного движения и администрации муниципальных образований.
Конкурс движения муниципальных образований за получение почётного звания «Город высокой культуры поведения на дорогах», объявленный РосСоветом, и является тем механизмом вовлечения населения и местную власть муниципальных образований в решениие этой важнейшей социальной проблемы.
Наш девиз «Действуй по совести и с уважением», направленный ко всем участникам дорожного движения, предполагает конкретные шаги в повседневной жизнедеятельности. Что же это за шаги?
В первую очередь доброе отношение между участниками дорожного движения, проявление взаимопонимания и терпения.
Предлагаем каждому участнику дорожного движения взять и попробовать сделать первый шаг. Например, уступить дорогу транспортному средству (пешеходу), не взирая на обстановку, если своими действиями (намерениями) он их предполагает совершить или уже начал совершать. Уступить осознано, не осуждая, без гнева и злобы, даже если он не прав.
Это простое, на первый взгляд правило поведения, редко можно увидеть на наших дорогах. Причин этому много, но главное, на наш взгляд, кроется в нас самих. В нашем «Я», которое зачастую превыше всего. Одна из задач, которую РосСовет поставил перед собой и есть искоренение из нашего поведения этого явления. Каким образом?
Во-первых, через дорожное просвещение, как основе наших практических действий на дороге.
Во-вторых, через обличение обществом такого рода поведения.
Таким образом, формируя у участников дорожного движения профессионально-грамотное, ответсвенное поведение.
Одобренная РосСоветом постоянно-действующая Патриотическая акция, объявленная ОП ОБДД среди участников дорожного движения, и посвящённая Солдату Победу, и является одним из конкретных элементов, предлагаемых практических шагов. При этом участник Патриотической акции в память о героизме наших соотечественников в годы Второй Мировой Войны берёт на себя обязательство быть внимательным, терпеливо и доброжелательно, с пониманием относиться к другим участникам дорожного движения.
Такое поведение будет возможно только при проявлении усилий над собой, можно сказать даже проявление в каком-то смысле героизма над своим «Я». Но без этого усилия над своим поведением на дороге, в целом ситуацию на наших дорогах не изменить.
Проблема в том, что стереотип массовой вседозволенности нашего поведения на дорогах живёт и размножается. Этот вирус можно победить только объявив ему войну. И желанием участников дорожного движения изменить ситуацию, при которой дорога станет – дорогой жизни.
Желающих таких с каждым днём становится всё больше. Для того, чтобы мы стали силой, способной победить этот вирус, предлагаем объединиться в единомышленников по радикальному изменению негативной ситуации на наших дорогах:
- муниципальным образованиям включиться в конкурс движения за искоренение из поведения участников дорожного движения хамства, вседозволенности, самооправдания и получение почётного звания «Город высокой культуры поведения на дорогах»;
- юридическим лицам, организациям, физическим лицам стать участниками движения, принять непосредственное участие в деятельности РосСовета, став участниками, объявленных акций. При чём не только, как участники, но и как поставщики предмета своей профессиональной деятельности с представлением другим участникам возможности воспользоваться их услугами.
Созданием РосСовета – таким явлением поведения участников дорожного движения, как хамство, вседозволенность, самооправдание – объявлена война.
Мы прекрасно пониманием, что одним росчерком пера, сиеминутно эту социальную задачу решить невозможно. Требуется время, много времени и очень много работы.
Не имея веры, желания, терпения, изменить сложившуюся негативную ситуацию на наших дорогах нельзя. РосСовет верит, что доброе начинание будут произрастать, приумножаться, и очень надеется на то, что трезвые умом, здравомыслящие люди, думающие о завтрашнем дне своих близких и страны найдут в себе силы обуздать свой гнев, ярость, нетерпимость, и перестанут постоянно оправдываться во вседозволенном поведении на дорогах.
Мы в это верим, на это надеемся, и много работаем…
Современное поколение научилось зарабатывать, обустраивать быт, проводить время.
Пришло время научиться доброте, порядочности, заботе о следующих поколениях. Научиться вести себя ответственно и нравственно-ответственно на дорогах.
Важно помнить, что добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость.