-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Материалы к обсуждению проект концепции
Разработано в соответствии с рекомендациями Российского Совета по культуре поведения на дорогах (РосСовет), изложенными в Положении о муниципальном образовании, включившегося в борьбу за звание «город высокой культуры поведения на дорогах».
Общая часть.
Вводится новое понятие – особое поведение участника дорожного движения, основанное на соблюдении нравственности и ответственности.
Новое понятие вводится в связи с массовыми проявлениями участниками дорожного движения таких явлений, как:
- игнорирование требований дорожных знаков
- самооправдание
- вседозволенность
- недоброжелательность
Цель введения нового понятия заключается в искоренении из массового поведения участников дорожного движения вышеперечисленных негативных явлений.
Типовые виды недостойного поведения на дорогах.
РосСовет совместно с консультационно-экспертным Советом ОП ОБДД проанализировал поведение участников дорожного движения и выявил характерные виды негативного поведения водителей. Почему их назвали негативными? Потому, что такого вида поведение водителей раздражает других участников дорожного движения и является предпосылками к дорожно-транспортным происшествиям. Поведение человека это его способность изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя избегать негативных факторов и находится под контролем нервной системы.
Какие же типовые виды недостойного поведения на дорогах негативно, с раздражением воспринимаются другими участниками дорожного движения?
- не соблюдение дистанции
- объезд медленно-движущегося транспортного потока по грязной запыленной обочине
- езда «шашками» на многорядной трассе
- злоупотребление скоростью в местах массового скопления людей и при ограниченной видимости
- парковка в местах остановок общественного транспорта
- требование уступить дорогу с применением звуковых и световых сигналов
- езда с дальним светом в тёмное время суток
- проезд на запрещающий знак светофора
- проезд по встречной полосе, пешеходным дорожкам, трамвайным путям
- обгон транспортного средства в местах ремонта дорог с применением свеженасыпанного мелкого щебня
- обгон транспортного средства в неблагоприятных погодных условиях
- в городском плотном потоке – езда мототранспорта и скутеров
Золотое правило нравственности.
Золотое правило нравственности является основополагающим мировым этическим принципом и положено в основу особого поведения участников дорожного движения, основанного на соблюдении нравственности и ответственности.
Золотое правило гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»
«Не делай другим того, чего не хочешь себе!»
Ответственность особого поведения.
Ответственность это объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Эта определённость, надёжность, честность в отношении себя и других. Это осознание и готовность признать, что результат, который получаешь в ходе твоих поступков и действий, есть их следствие. Ответственность это не вина, это уверенность. Она включает в себя личную подотчётность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.
Ответственность особого поведения участника дорожного движения предполагает исключить из своих действий элементов негативного поведения.
Критерии особого поведения.
Критерии особого поведения подразделяются на два типа: как надо себя вести – положительные, и как нельзя себя вести на дороге – отрицательные.
Положительные критерии особого поведения на дороге:
- доброжелательность
- взаимовыручка
- милосердие
- умение прощать
- порядочность
- профессионализм
- терпение
Отрицательные критерии особого поведения на дороге:
- грубость
- злоба
- наглость
- безсердечность
- лицемерие
- безрассудность
- лихачество
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иных видов опьянения
- несдержанность
- вспыльчивость
- отсутствие практических навыков профессионального управления автомобилем в любых погодных условиях
Зона особого поведения участников дорожного движения.
РосСовет взял на себя инициативу по объявлению на дорогах нашей страны зон особого поведения его участников. В зоны особого поведения предлагается включить особо-опасные участки дорог, которые предрасположены к дорожно-транспортным происшествиям, либо места, где они постоянно совершаются. Зоны дорог особого поведения объявлены РосСоветом с целью недопущения трагедий на дорогах, путём повышения ответственности её участников, основанных на принципах нравственности.
В чём же заключается особое поведение участников дорожного движения?
- более внимательным, сосредоточенным оцениванием дорожной обстановки
- соблюдением установленных требованием дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров
- ни какие оправдания по невыполнению установленных правил недопустимы
- соблюдением «золотого правила нравственности»
- профессионализмом управления транспортным средством
В случае осознанного нарушения требований дорожных знаков в зонах особого поведения, быть готовым к тому, что фото и видеоматериалы этого факта будут размещены на позорном сайте недостойного поведения ОП ОБДД.
Оборудование зон особого поведения.
Как узнать участнику дорожного движения зону особого поведения на дороге?
На дорогах нашей страны в последнее время появились дорожные знаки, дополненные по внешнему контуру полоской ярко-жёлтого, либо изжелто-зеленого цвета. Этот фон является ярко-стимулирующим цветом. Он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений. Имеет минимальное рассеивание в атмосфере, поэтому используется, как сигнальный, предупреждающий цвет, для повышения визуальной контрастности. Дорожные знаки оформленные по внешнему контору полосой ярко-желтого, либо изжелто-зеленого цвета объявлены РосСоветом зоной особого поведения его участников. Дорожный знак «пешеходный переход» (5.19.1 – 5.19.2), выполненный таким способом, уже довольно часто встречается на дорогах нашей страны. Как показывает практика знак, таким способом выполненный, хорошо читаем, привлекает внимание водителей и в дневное и в ночное время суток. Не заметить его при внимательном управлении автомобилем довольно сложно. Именно в силу этих свойств РосСоветом было выбрано данное исполнение дорожного знака для информирования участников дорожного движения о зоне особого поведения.
Рекомендуемые действия участникам движения по особому поведению.
Водитель транспортного средства должен всегда помнить, что автомобиль является средством повышенной опасности. Неумелые действия водителя, водителя-лихача, или просто водителя – «барана», могут являться причинами невосполнимых потерь и бед. Все участники дорожного движения, увидев дорожный знак, выполненный на ярко-жёлтом, либо изжелто-зелёном фоне должны предпринять незамедлительные действия по выполнению его требований. Сосредоточив всё своё внимание на дорожной обстановке.
Нравственная ответственность предполагает осознанное выполнение требований дорожных знаков, независимо от наличия фиксирующих технических средств, либо инспекторов ГИБДД МВД РФ. РосСовет рекомендует всем участникам дорожного движения в местах действия дорожных знаков особого поведения осуществлять контроль за их соблюдением. Недостойное поведение нарушителей предлагаем фиксировать на фото и видеоматериалах для всеобщего обличия такого негативного поведения. Эти материалы РосСовет будет выставлять на позорный сайт ОП ОБДД в раздел «не будь бараном». Тем самым создавая в обществе нетерпимое отношении к подобного рода нарушениям.
Заключительная часть.
РосСовет отдаёт себе отчёт, что внедрение особого поведения участников дорожного движения, основанных на принципах нравственности и ответственности на дорогах нашей страны сложная социальная задача. Нужно время для осмысления предлагаемого, оценки своего поведения, и своих возможностей, и желанием каждого принять конкретные действия. Нравственная ответственность предполагает обличение участниками дорожного движения нерадивого поведения на дорогах, являющимися предпосылками к совершению дорожно-транспортных происшествий. Сам факт такого поведения, выставленного для всеобщего обозрения на позорный сайт, говорит о том, что в целом общество понимает о необходимости радикальных перемен на наших дорогах, и участники дорожного движения готовы непосредственно осуществлять такой контроль поведение на дорогах. А так, как мы очень не любим, быть выставленными в негативном свете… Позора не оберёшься. Предлагаем задуматься об этом и находясь на дорогах себя внимательно контролировать. РосСовет надеется, что непосредственный контроль нашего поведения участниками дорожного движения найдёт понимание и отклик у благоразумных участников движения. У тех, кому не безразлична судьба своих родственников, да и страны в целом. У тех, кто своим сердцем, добрым отношением к другим понимает – другого пути нет. Добрый участник – это не добренький, кому всё по барабану. Десятки тысяч ежегодно погибающих на наших дорогах, сотни тысяч искалеченных судеб не позволят нам такой доброты. Наша доброта должна быть твёрдой в своей цели. А цель у нас благородная – сделать наше нахождение на дорогах благоприятным, комфортным, защищённым.