-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
По вопросам культуры вождения, комфорта и безопасности пассажиров общественного транспорта.
РосСовет поддерживает проведенный (24-29 сентября с.г.) Управлением ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве рейд общегородского оперативно-профилактического мероприятия "Автобус". РосСовет рекомендует проведение подобного рода рейдов, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, всем руководителям муниципальных образований и органов местного самоуправления.
Одновременно РосСовет рекомендует обратить внимание на факт обеспечения безопасного, комфортного состояния пассажиров, перевозимых общественным городским транспортом. К великому сожалению этот вопрос ни кем не рассматривается. А проблема реально существует и требует разрешения. Эта проблема,
проблема культуры управления транспортным средством, при осуществлении внутригородских и пригородных пассажирских перевозок, является центральной в обеспечении безопасного и комфортного обслуживания жителей нашей страны.
К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку людей, допускаются только опытные водители. При этом статистика дорожно-транспортных происшествий говорит о том, что до 80% ДТП происходит по вине водителей с большим водительским стажем, в том числе и профессиональными водителями, осуществляющими наземные внутригородские и пригородные перевозки пассажиров. Ключевым элементом решения выше озвученной проблемы, являются профессиональные навыки управления транспортным средством в реальных условиях дорожной обстановки. Однако реалии массового игнорирования правил дорожного движения его участниками , вырабатывают навыки управления транспортным средством не обеспечивающими дорожную безопасность его участникам. В связи с этим РосСовет настоятельно рекомендует органам исполнительной власти на местах включить вопросы культуры управления транспортными средствами, и в первую очередь водителей общественного транспорта, осуществляющих перевозки людей, на особый контроль. РосСовет предлагает использовать разработанные и апробированные программы, с помощью которых определяются необходимые навыки ( водительское мастерство) управления транспортным средством. Одновременно, с помощью высокоэффективных методик, предлагаем провести корректировку практических действий профессиональных водителей по повышению их культуры вождения, качества и безопасности перевозок пассажиров.
Внимание! Практическая реализация корректировки действий водителей требует не более 3 часов времени (без отрыва водителя от основного вида деятельности).
Консультационно-экспертный совет Общественного проекта Обеспечения безопасности дорожного движения дал положительную оценку вышеназванным документам (программа и методика) и рекомендовал к реализации.
Координатор РосСовета по культуре поведения на дорогах С.Б. Барышников