-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
12 апреля 2013 г. 17:59
12 апреля 2013 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета, особенно отца Сергия Привалова, нового руководителя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Желаем Вам, отец Сергий, продолжить все то, что начал Ваш предшественник отец Димитрий, который здесь присутствует уже как руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи. Помощи Вам Божией и крепости сил. Очень многое требуется сделать, продолжить, развить, с тем, чтобы наша работа с Вооруженными силами была эффективной, а эффективность работы имеет только один показатель — укрепление веры и нравственной основы в жизни военнослужащих. Помогай Вам Господь.
Хотел бы сказать несколько слов в преддверии нашего заседания. В прошлый раз мы избрали главной темой сегодняшней встречи тему информационной деятельности Русской Православной Церкви, и я хотел бы сказать несколько слов именно по этому вопросу.
Мы, конечно, знаем, что живем в особое время — в условиях общества, которое именуется информационным. Потоки данных из различных источников претендуют на то, чтобы влиять на принятие решений, — именно этим обусловлена турбуленция, присутствующая в информационном пространстве. Информационное пространство — это всегда пересечение интересов, это всегда стремление повлиять на другого, сформировать его позицию так, чтобы она была приемлема для группы влияния. С этим и связано некое напряжение, которое каждый из нас испытывает, прикасаясь к современному информационному пространству.
Церковь не является исключением — конечно, есть круги, которые пытаются влиять на принимаемые нами решения, стараются скорректировать наше мировоззрение, стараются направить наши усилия в направлении, которое соответствовало бы интересам этих кругов. В этом нет ничего удивительного — по такому закону сегодня работает всемирное информационное пространство. Но в таких условиях Церковь не может себе позволить игнорировать все эти факторы, связанные с информационным воздействием на Церковь как институцию и на каждого верующего человека.
Церковный корабль должен уверенно преодолевать волны информационного моря и направлять свой путь в соответствии с правильными координатами. Так же, как для корабля важно уметь различать створные знаки, чтобы правильно пройти фарватер, так и для нас с вами — для Церкви, народа Божия — важно уметь различать створные знаки в информационном пространстве и не потерять ту систему координат, с помощью которой только и возможно провести церковный корабль по очень сложному фарватеру, в условиях воздействия мощных информационных волн.
Я попросил бы сегодня Владимира Романовича Легойду представить нам некоторые соображения, которые могли бы лечь в основу дискуссии. Предваряя ее, хочу сказать, что единое информационное пространство Церкви — это наша общая зона ответственности, это предмет заботы не только отдельных центральных церковных структур, но и каждой епархии. Каждый архиерей должен осознать свою личную ответственность за эту область. Неосмотрительность, проявленная в любой епархии, способна привести к последствиям такого масштаба, что вред будет нанесен всему церковному организму. Поэтому здесь крайне востребованы профессионализм и осознание опасности непродуманных шагов и действий.
Мнение Священноначалия, церковной Полноты, выражаемое через документы и заявления официальных лиц Церкви, должно быть известно на уровне каждой епархии, каждого прихода и каждого прихожанина. Вот наша задача. Все, о чем мы будем говорить, должно быть направлено на это. Все, что происходит в Церкви, особенно то, что касается принятия важных, судьбоносных решений, должно доходить до сознания каждого верующего человека. А это значит, что необходимо активное вовлечение ответственных лиц на всех уровнях церковной жизни.
Подчеркну принципиальный момент. Мы должны не только отвечать на вызовы в сфере медиа, ведь люди Церкви совершают множество добрых дел по велению сердца, по любви к ближним. Однако когда мы говорим о своих собственных делах и достижениях, нужно всегда сохранять меру, ведь триумфализм не только духовно вреден для того, кто в него впадает, но и опасен, поскольку создает ложную, чрезмерно оптимистическую картину жизни Церкви. В результате вполне разумные действия, которые предпринимают те или иные священнослужители, те или иные церковные организации, порой вызывают совершенно неадекватную реакцию со стороны общества, но говорить о том, что это на 100% продиктовано чьим-то злым умыслом и мы тут ни при чем, — неверно.
Поэтому, формируя собственную информационную повестку дня и рассказывая о том, что мы совершаем сегодня, мы должны соблюдать определенную скромность и определенный баланс. Не информировать тоже нельзя — мы должны это делать, но с осмотрительностью и, я бы сказал, со скромностью. Тогда информация может достигать тех целей, которых мы хотели бы достигнуть: чтобы смягчились человеческие сердца, чтобы люди творили больше добра, правды, милости, чтобы изменились к лучшему общественные отношения, чтобы понизился уровень конфронтации в обществе, повысилась нравственная ответственность людей за свои собственные поступки.
Мнение Церкви востребовано в информационном обществе. Мы призваны работать в этой среде так, чтобы все интересующиеся церковной жизнью «видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Полагаю, что не следует смешивать церковную миссию в информационном пространстве с мгновенной реакцией на малозначительные поводы, к которой очень часто подталкивает нас мир, живущий в режиме «твиттера». На что-то надо реагировать немедленно, но нужно действовать осмотрительно. Считаю, что Патриарх должен реагировать только на то, что действительно имеет отношение к спасению людей. Поэтому мой масштаб реакции на события — несколько иной, чем, допустим, у руководителей синодальных учреждений. Им, может быть, нужно реагировать на более конкретные поводы и более оперативно, — но, опять-таки, соблюдая соответствующие пропорции и выдержку.
Нам не следует говорить языком «твиттера», когда речь идет о спасении человеческой души. Даже живя в условиях постоянного информационного шума, Церковь призвана быть верной своей цели попечения о душах людей. И эта самая главная цель никогда не должна уходить из вида, никогда не должна скрываться за другими целями, которые естественно возникают из исторического контекста, из событий, которые нас с вами окружают.
Мы должны понимать, что информационное пространство для нас — это, в первую очередь, пространство благовестия. Все, что мы делаем в этой среде, должно быть направлено к единственной цели — к спасению людей, а это накладывает ответственность и на выбор языка, и на выбор собеседников, и на выбор тем.
Поэтому у нас есть о чем поговорить, и я хотел бы всех вас призвать к активному обсуждению этой темы, — чтобы возросшие возможности Церкви в информационном пространстве в полной мере служили сегодня ее спасительной миссии. Благодарю вас.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси