-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Первым пунктом программы стало посещение Поклонной горы и Центрального музея Великой Отечественной войны. Здесь автомобилистам был передан флаг города-героя Москвы и земля с полей сражений под столицей.
Напомним, что участники автопробега намерены привезти землю из каждого города-героя и передать ее ветеранским сообществам и в музеи боевой славы в родных городах.
Второй остановкой в столице стала Манежная площадь. Напротив памятника маршалу Жукову расположилось рекордное количество ретромашин за все дни автопробега – 13 автомобилей. К шести «Победам» - участникам пробега присоединилась ретротехника столичных коллекционеров. Появление легендарных автомобилей вызвало удивление, а потом и ажиотаж – внушительное число прогуливающихся по центру столицы смогли приблизиться к истории отечественного автомобилестроения.
Участники автопробега посетили Александровский сад, где возложили цветы к могиле Неизвестного солдата. Вечный огонь, зажженный в Александровском саду, был зажжен от огня на Пискаревском мемориальном кладбище в Петербурге, где ретропробег побывал накануне.
От Поклонной горы к Манежной площади вместе с участниками автопробега на «Победах» проехали ветераны Великой Отечественной войны. Одним из них стал Герой Советского союза Сергей Крамаренко, летчик, одержавший во время войны три личные и десять групповых побед. Он рассказал, что был одним из первых владельцев «Победы» в столице – его машина датировалась 1948 годом выпуска.
Помимо него поприветствовать участников автопробега на Поклонную гору пришли герой Советского Союза Сергей Романовцев, дважды герой Советского Союза Виктор Горбатко, Роза Васильева, участница Великой Отечественной войны.
После остановки на смотровой площадке Воробьевых гор, где также собралось большее число желающих взглянуть на ретромобили, участники колонны двинулись в Тулу. Здесь они возложили цветы на Площади Победы у памятника Защитникам города и приняли капсулу с землей города-героя. «Вы направляетесь в многострадальную Калужскую область, на мою Родину, где за каждую пядь земли велись кровопролитные бои. Поклонитесь родной земле», - обратился к участникам автопробега ветеран Великой Отечественной войны Петр Евстратов.
В Туле вечер воскресенья автомобилисты посвятили техническому осмотру автомобилей. А в три ночи колонна стартует в сторону Смоленска, где автомобилистов ждут уже в десять часов утра.
Всего «Победы» уже преодолели 2 255 километров, что превышает протяженность всего маршрута автопробега по городам Урала, совершенного в прошлом году. Утром автомобили выйдут на старт в Смоленске, а на следующий день их будет встречать город-герой Минск.
«Победам» осталось преодолеть маршрут длиной более четырех тысяч километров.
«Если быть истинным коллекционером, беречь свой автомобиль, то ты будешь хранить историю в одиночестве. А здесь тебя приветствуют сотни жителей в каждом городе», - отмечает руководитель проекта «Победа - одна на всех» Константин Репин.
Команда автопробега в воскресенье пополнилась. К участникам присоединился Джон Макикен из города Линкольн, штат Небраска (США). Семья Джона известна в своем городе как любители ретротехники. В парке Макикенов – «Форды» 1932 и 1934 годов выпуска, «Линкольн Континенталь» 1974 года выпуска, «Сааб сонет» 1974 года и др. автомобили.
«Нас нельзя назвать коллекционерами, нам просто нравится техника прошлых времен. Но ухаживать за этими автомобилями крайне сложно, поэтому каждый день такие машины использовать нельзя. Но все свои машины мы держим в рабочем состоянии и изредка выгоняем из гаража. Я очень люблю управлять автомобилем, и буду счастлив, если мне представится возможность повести «Победу», - рассказывает Джон.