-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
В праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на Бутовском полигоне.
1 июня 2013 г. 15:19
1 июня 2013 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении! Отец Кирилл, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры!
Когда мы сегодня совершали Божественную литургию, мне на память пришла замечательная мысль святого Иоанна Златоустого, который сказал, что сущность истины заключается и в том, что она возвращается, когда многие на нее восстают. Только истина способна восстать тогда, когда с ней борются и когда ее разрушают силы, кажущиеся непреодолимыми абсолютному большинству людей.
Вот такой истиной является наша вера. Эта та самая истина, которая, по слову Евангельскому, ныне слышимому нами, освобождает человека (см. Ин. 8:31-42), потому что эта истина исходит от Отца через Сына во Святом Духе. Нет никакой человеческой силы, нет никакой человеческой власти, какими бы могущественными они нам ни казались, которые были бы способны разрушить Божию истину. А истина только одна, не может быть нескольких истин. Истина одна, и истина в Боге, и истина та, которую Бог открыл нам через Сына Своего Господа Иисуса Христа.
И пребывание на Бутовском полигоне утверждает нас в правоте слов Евангелия и в правоте слов Иоанна Златоуста. Кто бы мог подумать, что здесь когда-то будет храм? С августа 37-го по октябрь 38-го, особенно в конце 37-го года — октябрь, ноябрь, декабрь, мрачные, темные месяцы, не то осень, не то зима, снег и дождь, холод и ветер,— и вот сюда привозят несчастных, обреченных на смерть людей. Темно, сыро, грязно — казалось бы, никакой надежды на свет, никакой надежды на то, что Бог явит правду. Может быть, до самого последнего мгновения эти люди верили, что чудо произойдет и они останутся живы. Но Бог тогда никакого чуда не явил, и они были умерщвлены на кромке этих страшных рвов, которые потом заваливались грязью, погребая в себе тела мучеников за Христа…
Позже, когда наступили относительно благополучные времена, это место пребывало в забвении. Оно, конечно, всегда сохранялось в памяти Церкви, но никакой возможности открыто выразить свои чувства к тем, кто был здесь убит и погребен, не было. Однако сегодня все те, кто погибал здесь в страшные месяцы 37-го и 38-го годов, в том числе за веру Христову, молитвенно вспоминаются, и мы поклоняемся святым мученикам, прося их помощи и заступления, а также вспоминаем словами заупокойного богослужения тех, кто был здесь невинно убиен.
Чему же учит нас все то, что произошло здесь? На какие мысли настраивают нас слова Иоанна Златоуста? На мысль о том, что истина не может быть забыта, не может быть уничтожена даже тогда, когда многие восстают на нее. Эти слова помогают нам понять смысл исповедания веры в наше время. От нас с вами не требуется идти на смерть. Никто не ставит вопрос так: либо вы христиане, либо мы вас выталкиваем из общества, деклассируем, лишаем работы, пенсии, благополучия. Но разве сегодня не требуется исповедовать веру во Иисуса Христа, когда общее течение современной так называемой культуры уносит сознание людей в сторону, противоположную Христу? И какая разница, кто на той стороне: люди с оружием на краю этих страшных рвов или те, кто словом своим, примером своим, а иногда и властью своею отрывает людей от Христа и разрушает веру?
Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И мы знаем, что многие мужественные люди восстают против принятия этих законов, как мы все видели по телевидению, которое свидетельствовало нам о массовых протестах французов против принятия богопротивных законов.
Быть христианином сегодня — значит ни на минуту не терять бдительности, значит заботиться о религиозном воспитании своих детей, значит с любовью относиться к своему Отечеству, молиться за него, беречь его, и словом, и делом ограждая людей наших от всяких соблазнов, которые способны помрачить истину, но неспособны ее искоренить. И какими бы великими силами ни пугали нас, как бы ни были эти силы действительно велики, они неспособны ослабить силу Божию, и наш народ, как никакой другой, пройдя через горнило страданий за Христа, знает это. И Бутово является не только памятником прошлого — Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать.
Мы сегодня молились святым мученикам Бутовским об укреплении веры в народе нашем, об укреплении истины Христовой в мире, о том, чтобы Господь приклонил милость Свою к роду человеческому, чтобы как можно больше людей осознали, что невозможно идти против рожна, как сказал явившийся апостолу Павлу Спаситель (см. Деян. 9:5). Невозможно идти против силы Божией, потому что на этом пути одерживаются только временные победы, но окончательная победа там, где Воскресший Христос.
И потому с особой силой звучат на Бутовском полигоне слова пасхальных песнопений и гимнов. Особым образом откликается в сердце великое свидетельство о том, что воскрес Христос. И с этой верой, подкрепленной памятью святых новомучеников и исповедников Российских, со смирением, внутренней силой и спокойствием будем идти по тому пути, который нам указывает Сам Христос, — молясь о себе, о народе нашем и о всем мире, дабы истина Христова оставалась видимой и притягательной для людей вне зависимости от сил, восстающих против этой истины.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Фото: