-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Рекомендовано Консультационно-экспертным советом ОП ОБДД и РосСоветом водителям, ищущим защиты от дурака в дороге...
Целью данного наставления является выработка практических навыков водителей по созданию условий , позволяющих сохранять спокойное состояние во время поездки, безопасное для себя и окружающих.
Во время совершения поездки на автомобиле надо постоянно помнить, что автомобиль-это средство повышенной опасности! Поэтому особая ответственность ложится на водителя, непосредственно управляющего автомобилем. Особая ответственность - нравственная ответственность!
Нравственная ответственность предполагает соблюдение основного золотого правила: -не делай другим того, что не желаешь себе...не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.
Мы привыкли всех кто нам чем-то досадил, обвинять в этом поступке, осуждая их действия. При этом выступаем только в качестве пострадавшей стороны. Точно зная,как судьи-что виноват, досадивший нам. Своих же прегрешений вообще не замечаем. Отсюда главное наставление-следи за тем, чтобы своими действиями не сделать помехи другим.
Как это на практике реализовать?
Не просто. Более того, очень трудно. Но при большом желании, проявлении настойчивости, можно научиться это сделать-научиться контролировать свои эмоции и в первую очередь контролировать отрицательные эмоции.
С этой целью надо запастись терпением. Для начало попробовать без дополнительных усилий, не меняя своего привычного поведения, оценить это свое поведение, глазами окружающих. При этом будет заметно в явном виде недостойное поведение других. Вот на этом-то и надо сосредоточить все свое внимание. Постарайтесь не осуждать их, а внимательно следите за своим поведением, спросив мысленно себя-я то себя веду не так-же? И принять необходимые усилия по его изменению.
Этот анализ своего поведения можно проводить только при внимательном управлении автомобилем и спокойном состоянии ума. При этом о всех других проблемах надо постараться забыть. Очень правильно - сосредоточиться только на управлении автомобилем и оценкой конкретной дорожной ситуации.
Надо взять за правило- не спешить! Никакая спешка, никого никогда к хорошему не приводила. А управлять автомобилем, средством повышенной опасности, в спешке многократно увеличивает вероятность совершения неправильных действий. Что является предпосылкой к ДТП.
Самое главное наставление для водителя-при управлении автомобилем водитель обязан поступать разумно, терпеливо переносить сложную дорожную обстановку.
Управляя автомобилем проявлять внимание и вежливость. Помня о том, что доброе слово-всем приятно. Не скупитесь говорить спасибо, благодарить окружающих. Возьмите за правило, совершив маневр включить аварийную сигнализацию-водительское спасибо. При малейших признаках усталости или недомоганиях принять необходимые меры по их устранению.Очень помогает при этом чистая вода из источников, снимающая усталость и восстанавливающая работоспособность.
Водитель, садясь за руль автомобиля, в первую очередь включи мозги! Проверь там наличия тормозов, их исправность и работоспособность. И только после этого можешь спокойно трогаться в путь.