-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Начиная всякую свою поездку, убедитесь в наличии нательного крестика.
Осените себя крестным знамением (правильно делать!). В случае необходимости дальней поездки испросить на поездку Божие благословение.
Осените крестным знамением свой путь и произнести вслух (или про себя) молитву водителя, или краткую "Господи, благослови!".
Ни в коем случае не старайтесь сократить время поездки.
Завершив маневр, не забывайте подавать знак благодарности водителю, пропустившему вас - включив "аварийку" на несколько секунд.
Извинитесь перед водителем, которому помешали, даже если это произошло не по вашей вине. Моргните "аварийкой" и произнесите молитву "Господи, помилуй мя грешного!".
Всегда уступайте дорогу спешащему водителю или водителю, ведущему себя агрессивно.
Досадившему Вам водителю никогда не желайте зла, а помолитесь о нем Богу словами "Спаси Господи и помилуй его и меня грешного!"
Вместо праздных разговоров в пути следования (или в автомобильных пробках) старайтесь непрестанно читать молитву Иисусову "Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного!".
С сотрудниками ГИБДД надо обращаться по христиански, с любовью. Просящему подавать.
Желательно в машине иметь крестик. Крест сам по себе имеет великую силу, он освящает дорогу!
В машине, как в доме, лучше вообще не держать ничего скверного. Очень важно не курить, не сквернословить и не позволять попутчикам осквернять машину.
Иконы, которые в машине, не должны быть в пыли. Иконы не должны болтаться, их надо закреплять.
Если устали в пути, надо отдохнуть. Можно притормозить у храма или часовни. Выйти, помолиться, а потом дальше ехать.
Перед дальней поездкой надо выспаться, обязательно отдохнуть! Усталый водитель, если и не заснет за рулем, может не заметить какую-нибудь опасность!
Водителю все делать надо разумно, не торопясь.Почему-то у водителя ничего не получается, если он торопится.
Очень важно, чтобы не только сам водитель, но и его родные о нем молились. Если мы молимся Богу, уповаем на него, то Он нам поможет. Переживания Господь тоже преемлет. Господь спасает водителя за молитвы других.
Водители часто гневаются на сотрудников ГИБДД, спорят. Этого делать не надо. Подъезжаешь - помолись за него, если ты верующий, хотя бы мысленно перекрести... В таких случаях, особенно когда нет времени на остановку, хорошо читать"Взбранной Воеводе победительная, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная."
После завершения поездки, осените себя крестным знамением и поблагодарите Бога за успешное завершение поездки. Причем любой! И не только удачной, помятуя, что могло бы быть гораздо хуже, и от всей души произнесите благодарственную молитву "Слава Богу за все!". Господь за благодарение посылает огромную благодать...
Автомобиль праведного водителя: