-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
РосСовет рекомендует внимательно изучить ниже размещенные материалы.
Почему?
Потому, что тема касается каждого водителя!
Зачем?
Затем, чтобы знать, что нуждающимся нужно оказывать помощь! Особенно в пути, когда ситуация требует поддержки других водителей. И в этой трудной ситуации необходима готовность водителей оказать помощь нуждающемуся!
Готовность откликнуться, проявить милосердие-дело каждого христианина, да и не только...
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Служение ближнему должно стать делом каждого христианина
20 июля 2013 г. 12:01
3 июля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. В ходе собрания говорилось о церковной поддержке малоимущих, инвалидов и других видах помощи нуждающимся. Председатель комиссии митрополит Калужский и Боровский Климент в интервью интернет-журналу Православие.ru ответил на вопросы о работе Комиссии.
— Ваше Высокопреосвященство, каковы цели и задачи этого совещательного церковного органа?
— Наша главная задача — способствовать расширению форм помощи нуждающимся и выработке нормативных документов по одной из важных сфер служения — социальной. Сюда входит и помощь нуждающимся. Милосердие, готовность откликнуться, помочь другому в трудной ситуации — без этих качеств сложно представить себе христианина.
Посмотрите на земную жизнь Иисуса Христа и вы увидите, что большую часть Своего служения он пребывал с бедными, калеками, больными людьми, то есть с теми, кто находился в трудных жизненных ситуациях и, не имея надежды на земные средства, обращался к Богу. И, говоря о Страшном суде, Христос мерилом будущего каждого человека определил его отношение к ближнему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», — передает слова Христа апостол Матфей.
Важно увидеть в ближнем Христа, а если мы не видим нуждающихся в нашей помощи, мы не видим Бога.
Понятие «ближнего» не должно ограничиваться религиозными, национальными, политическими и прочими рамками. Уже в Ветхом Завете именно ревнители веры — пророки, которые обличали отступления израильского народа, — помогали обездоленным иноверцам и инородцам. К примеру, ближней для пророка Илии стала вдова из Сарепты Сидонской (см. 3 Цар. 17:8-16). Страж веры и благочестия, беспощадный ко греху и вааловым жрецам-идолопоклонникам, помог вдовице. А ведь она была язычницей. Его ученик, пророк Елисей, с молитвой к Богу совершил чудо: спас сына сонамитянки (см. 4 Цар. 4:8-37).
То же самое мы видим и в Новом Завете. В притче о милосердном самарянине (см. Лк. 10:30-37) Христос подчеркивает важность заповеди о любви к ближнему. Поступок самарянина наглядно доказывает: смысл религии не в теории и обрядах, а в делах любви, доброте и заботе о ближнем. Христианин должен видеть ближнего в каждом человеке, независимо от его религиозных взглядов, национальности, социального положения и т.д. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит.
О служении ближнему должен помнить каждый христианин, но должны быть и законы, акты, документы, помогающие в этой деятельности, разъясняющие сложные вопросы. Комиссия Межсоборного присутствия по делам церковной социальной деятельности и благотворительности призвана помочь донести до общества и государства четкую позицию Церкви по социальным вопросам, в том числе по проблемам бедности, наркомании, алкоголизма, сиротства и другим негативным явлениям. Грех и духовные болезни терзают общество не одно столетие, с ними борется не одно поколение верующих людей. Комиссия изучает имеющийся опыт и предлагает свои пути решения этих острых вопросов.
26 декабря 2012 года Священным Синодом был принят документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», подготовленный нашей Комиссией. Медицинские работники, педагоги, госслужащие разрабатывают свои методики реабилитации. У Церкви тоже накоплен опыт помощи таким людям, причем мы указываем на причину болезни — духовное состояние человека. Наркомания — это грех, а всякий грех зарождается в душе человека.
В Церкви уже давно проводится работа с наркозависимыми. Это осуществляется на уровне приходов, монастырей, лечебных учреждений. А чтобы работа была более эффективной и носила систематический характер, мы сформировали ряд положений о формах такого социально-церковного служения. Есть в документе и ряд требований для тех, кто берет на себя ответственность помогать наркозависимым. Это только отдельный пример, и таких областей работы много.
Важно на уровне церковных нормативных документов помочь людям с активной жизненной позицией, тем, кто готов оказать помощь нуждающимся, — волонтерскому движению, сестричествам и братствам. В наше непростое время поистине достойны особого уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных проблем в России.
Принятие важных документов, знакомство с позитивным и эффективным опытом работы представителей Церкви и мирян, воплощение в жизнь одной из главных заповедей Христа — вот наши основные задачи.
— Какой вы видите заботу о малоимущих? Можно ли изменить стереотипность мышления общества по отношению к людям, находящимся «за чертой бедности»?
— Не секрет, что после распада СССР многие столкнулись с нищетой, безработицей, проблемой беженцев. И это после долгих лет социального регулирования, когда большинство насущных вопросов оказания помощи нуждающимся брало на себя государство.
Далеко не все оказавшиеся в сложных ситуациях люди смогли справиться со своими проблемами самостоятельно. Сейчас в числе малоимущих, к сожалению, не только уже привычные группы населения: пенсионеры, бездомные, инвалиды, трудовые мигранты, безработные, люди, нуждающиеся в социальной реабилитации после заключения. В России и странах СНГ, в отличие от многих других государств, к ним нередко добавляются представители и группы населения, которые обычно не нуждаются в специальной помощи: медицинские работники, технические специалисты, работники сферы культуры, образования, сельского хозяйства, церковные служители и др., имеющие низкий уровень дохода. Ситуация особенно тяжела за пределами больших городов, в регионах, где перестали действовать или сократили производственные объемы градообразующие предприятия; это также относится и почти ко всем малым городам.
В оказание помощи различным категориям малоимущих в той или иной мере вовлечено большое количество церковных организаций. В епархиях действуют благотворительные столовые, организуются пункты выдачи продуктов и одежды, предоставляются бесплатные медицинские, психологические и юридические консультации. Проводятся благотворительные акции, к участию в которых привлекаются люди разного имущественного положения и возраста. Очень важна работа на местах.
Осенью этого года мы планируем провести в Воронеже круглый стол по этой проблеме, и туда будут приглашены представители из разных регионов России. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий познакомит участников круглого стола с епархиальным опытом работы церковных служб социальной помощи. Эти знания и наработки будут учтены при разработке комиссией последующих документов церковной помощи малоимущим.
— Как можно поддержать людей с ограниченными возможностями духовно и материально?
— Весной этого года в Санкт-Петербурге мы провели круглый стол, затрагивающий острые вопросы помощи инвалидам. Это выездное мероприятие комиссии стало незабываемым и полезным для ее членов. И мы благодарны митрополиту Санкт- Петербургскому Владимиру за возможность проведения его в городе на Неве. Мы посетили также дом-интернат № 4 для детей со множественными нарушениями развития в городе Павловске под Петербургом. Познакомились с уникальным опытом сотрудников этого учреждения, его воспитанниками. Передали детям книги, которые будут помогать им в развитии у них любви и поддержат духовно.
Церковь может улучшить положение этих людей расширением их связей с внешним миром, социализацией — при помощи добровольцев, организацией творческих и ремесленных мастерских и квартир или групповых домов самостоятельного сопровождаемого проживания, созданием дневных развивающих центров для взрослых инвалидов. Необходимо создание защищенных рабочих мест как в городе, так и на селе, в том числе при храмах и монастырях, где инвалиды могли бы трудиться: слепых и слабовидящих можно привлекать к пению на клиросе; глухих и слабослышащих — к садово-парковым работам и уборкам в храме и т.д.
Одним из приоритетных и перспективных направлений работы социального служения сегодня, мне кажется, становится волонтерское движение. Оно находит всё больше сторонников. Но и здесь есть трудности. Существует проблема статуса волонтеров в государственных социальных учреждениях; их положения в интернатах для инвалидов. Интернаты остаются закрытыми учреждениями. Например, волонтер не может сообщить о фактах грубого обращения с инвалидами, так как в этом случае его могут выгнать. И мы всячески стараемся поддержать интересы волонтеров в рамках закона, разрабатываем для этих целей документы.
Другой важнейший вопрос, на который мы в Церкви должны обратить внимание, — помощь в воцерковлении инвалидов и членов их семей. Члены семей, в которых есть инвалид, требующий постоянного ухода, не имеют возможности вести полноценную церковную жизнь: регулярно участвовать в богослужениях, исповедоваться, получать духовное окормление со стороны священника и т.д. Особый подход требуется для организации церковной жизни инвалидов с нарушениями слуха: накопленный 20-летний опыт окормления глухих в Русской Православной Церкви должен быть использован для усовершенствования жестового богослужебного языка. Большинство проблем воцерковления инвалидов зависит от конкретных диагнозов, от состояния интеллекта и проч., поэтому тут необходим индивидуальный подход, а также обучение по разным направлениям коррекционной педагогики участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев.
Важно помнить, что дела милосердия нужны помогающему не меньше, чем тому, кого он поддерживает. По словам аввы Дорофея («Душеполезные поучения»), «более больной благотворит ему (служащему), нежели он больному». Мы должны помнить, что помощь нуждающемуся развивает в сердце человека необходимую для спасения любовь к ближнему.
Патриархия.ru