-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Правомерно ли формулировать вопрос таким образом?
РосСовет по культуре поведения на дорогах считает правомерным такую формулировку. Более того, формулировать надо именно так! Почему?
Ратное поле- поле сражения, поле битвы за сохранение Отечества. Сохранить Отечество сегодня, значит обеспечить его развитие и в экономике, и в благосостоянии населения, и в народном хозяйстве. Автомобильный транспорт несет большую нагрузку в решении этих задач. Это и перевозки грузов, и перевозки людские, и перевозки специального характера. Проблемных вопросов при реализации доставки грузов достаточно много. Решением этих проблем занимается большое количество государственных структур. РосСовет же рассматривает вопросы поведения участников дорожного движения. И в первую очередь нравственную ответственность, обеспечивающую безопасное нахождение на дороге. Непрекращающиеся трагедии с огромным количеством искалеченных человеческих судеб и погибших людей дают право РосСовету объявить войну причинам, по которым это происходит. Что же это за причины?
Их много, но проявляются они на дорогах в основном в виде хамства, вседозволенности и самооправдания. И эти негативные явления приобрели массовый характер на дорогах, да и не только. Причина появления этого зла на дорогах очевидна. И причина эта-себялюбие. И по этой причине все остальные на дороге МНЕ мешают - ВСЕ! И все они, в моем представлении, не позволяют передвигаться по-моему усмотрению: куда хочу и как хочу! Помимо них, этих участников движения, нам мешают светофоры, дорожные знаки, разметка...
Есть ли выход из этого положения? И как с этим бороться?
Выход есть. Бороться РосСовет предлагает начать с тем, чтобы мы не нарушали установленные правила.
Путь этот правильный. Это путь к сохранению человеческих жизней, человеческого достоинства, комфорта каждого участника дорожного движения и могущества государства. Как этого достичь?
По мнению РосСовета для этого надо начать отвечать за свои нравственные проступки. И в первую очередь начать соблюдать золотое правило нравственности! Проявлять элементы взаимопонимания и взаимовыручки на дороге. Говорить слова благодарности и просить прощение при совершении маневрирования. Не обижаться на действия других участников дорожного движения, а помнить, что все мы в одинаково неблагоприятных условиях и испытываем одни и тебе неудобства.
Побеждать врага внешнего Россия всегда умела! Сегодня нам надо победить врага внутри нас самих. Победить свою вседозволенность в поведении на дороге.
Победить хамское отношение к окружающим во время движения по дороге. Победить оправдание своему поведению недостойному.
И эту борьбу, это сражение РосСовет предлагает начать каждому участнику дорожного движения нашей страны.
Будет ли враг побежден на ратном поле водителей зависит от каждого из нас!
Координатор, член Бюро Президиума РосСовета по культуре поведения на дорогах С.Б.Барышников