-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
"Господи! Приложи и нам веру и исцели нашу сердечную слепоту,- слепоту грехов и страстей наших, которые в нынешнее растленное время особенно усилились."
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В повседневной суете мы занимаемся решением бытовых, производственных, общественных вопросов. Посещаем медицинские, оздоровительные, учебные учреждения. Киноконцертные залы, различные клубы. Совершаем экскурсии и прочее и прочее...
В последнее время многие стали ходить в церковь. И это особенно проявляется в дни больших и почитаемых у нас праздников. А некоторые это стали делать регулярно и стали прихожанами посещаемых ими храмов.
Однако общая повседневная обстановка нас захватывает своим ритмом. Нам не до молитв, которые иногда даже сразу и назвать- то затрудняемся. Не говоря уже о Божьих заповедях...тем более их соблюдения! И в основной массе мы этого даже и не замечаем. Более того, считаем, что живем праведной жизнью. И в этом наше глубокое заблуждение.
Наше поведение на дорогах, как водителей, так и пешеходов тому реальное подтверждение. Наше "Я" превыше всего. Место в общественном транспорте -мне, дорогу для проезда как водителю- мне, место для остановки и стоянки моего авто- мне... При этом действия всех мешающих, тут же мною мгновенно осуждаются. И все это сопровождается эмоционально, а порою агрессивно и злобно, с желанием наказать обидчика.
А как мы ведем себя в сложных дорожных условиях, находясь за рулем авто? Мы идем на любые злоупотребления-лишь бы побыстрее проехать к месту назначения. А какой тут доброжелательности вообще говорить? Массовое проявление вседозволенности, порой с элементами просто хамского поведения! И это наши дела.
Мы просто обезумели в своей гордыни, сердца очерствели к состраданию, милосердию. Но при этом очень хотим , чтобы Господь помогал нам, защищал нас, прощал нас. И это тоже наши дела. И никакой праведности здесь нет.
Великий идеал святой Руси-праведная Русь. Предполагающая праведность каждого человека. Праведность -значит от правды и правильности. Это характеристика, подразумевающая, что человек следует заветам, которые предписывает его вероисповедание. Это понятие важное не только в христианстве, но и в исламе и иудаизме.
РосСовет поэтому и обращается в первую очередь со своими рекомендациями к праведным водителям, людям нравственно ответственным. Предполагая, что праведность водителя позволит обеспечить справедливость на дорогах.
РосСовет обращает внимание на следующий факт. Освещение автомобиля, наличие в нем церковной утвари: иконок, крестиков, четок-это необходимое условие, но недостаточное. Необходимо поведением водителя подтверждать свою праведность. И в первую очередь соблюдать золотое правило нравственности- поступать с другими так, как хотел, чтобы поступали с тобой.
Перед отправлением в путь праведный водитель читает молитву водителя. Но надо знать, что особенные плоды молитва приносит тогда, когда сочетается с добрыми делами во славу Божию! И первейшая задача праведного водителя- искоренение худых привычек и страстей, которые очень мешают на дороге водителю, а порою просто опасны. Это такие привычки и страсти как раздражение, озлобленность, ненависть. Над искоренением этих недостатков надо трудиться всерьез и постоянно себя контролировать, чтобы их не совершать. Трудитесь в этом и Господь не оставит Вас. Исцелит сердечную слепоту грехов и страстей наших.
Член Президиума РосСовета, член корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления Владимир Уткин