-------------------
-------------------
Вторая редакция по материалам всеобщего обсуждения
Проект концепции
Культура поведения на дорогах является для нашей страны важнейшей государственной проблемой, от решения которой зависят сохранение жизни и здоровья граждан страны, многие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современного города.
Сегодня культурные нормы в области поведения на дорогах пока не стали общей нормой жизни, не вышли за пределы государственных документов (правил дорожного движения). Это серьёзно ухудшает обстановку на дорогах по мере роста интенсивности движения и отставания дорожной инфраструктуры, упущений в воспитании ответственности наших граждан.
Культурное поведение отличается следованием культурным нормам, ценностям жизни, которые закрепляются в образцах поведения. Эти образцы формируются и передаются из поколения в поколение. Принятие и усвоение участником дорожного движения требований нормы в качестве личного императива является критерием качества культуры поведения на дороге. Здесь важна роль социальных институтов, учреждений и референтных групп: семьи, школы, общественных организаций, СМИ, молодёжных организаций, органов местного самоуправления.
Одной из задач, которая стоит перед Российским Советом по культуре поведения на дорогах является координация и всестороннее содействие развитию практической этики дорожного движения, с опорой на поддержку исполнительных органов власти. Совместная с Всемирным Русским Народным Собором работа по нравственному просвещению участников дорожного движения с привлечением представителей традиционных религиозных общин формирует действенный механизм общественного мнения.
Сегодня духовная мотивация становится неотъемлемой частью пропаганды самой сути социальной ответственности и культуры передвижения.
Автомобиль является средством повышенной опасности. Поэтому включение в образовательные программы, участников дорожного движения проблем нравственной ответственности является первоочередной задачей.
Нравственная ответственность предполагает грамотное, доброжелательное и ответственное поведение участников дорожного движения с элементами уважительного отношения к другим участникам дорожного движения и проявлением терпения в сложной дорожной обстановке.
Проявить инициативу формирования соответствующей программы может каждое муниципальное образование. Важно получить статус региональной или федеральной пилотной «площадки» для опробования техник и технологий управления стереотипами массового поведения людей и соответствующее финансирование.
Программа должна содержать анализ региональной ситуации культуры поведения, перечень трендов, и включать:
- обследование выявления «болевых точек»;
- формирование стереотипов, отвечающих на «больные» вопросы применительно к «площадке» и с достаточным обобщением реальной ситуации в городе.
Местным администрациям и представительным органам муниципальных образований должна быть отведена основная роль по мобилизации и интеграции результатов деятельности различных социальных институтов, учреждений, общественных организаций и групп, призванных нормализовать ситуацию.
Предлагается, прежде всего, оптимизировать решение существующих городских социальных проблем, таких как – негативные последствия автомобилизации, обеспечения охраны жизни, здоровья граждан, их имущества, гарантий их законных прав на безопасное нахождение на дорогах страны, оптимизации и повышения качества дорожной сети в городах, и, как следствие, оптимизации жизнеустройства граждан, системы духовно-нравственных отношений в обществе.
Все участники дорожного движения должны иметь благоприятные возможности по получению дорожного просвещения, направленного на внедрение нравственной ответственности при управлении транспортным средством, практических навыков управления транспортным средством в любых погодных условиях, сложной дорожной ситуации. Особое внимание обращается на организации, преподающие первичные навыки обучения водителей. Деятельность этих организаций жёстко контролируется администрацией в части наличия необходимых специалистов и программ обучения позволяющих готовить водителей и нести ответственность за их подготовку. Очень важно привлекать традиционные религиозные общины в процесс обучения. Введение сезонных (зима/лето) инструктивных занятий с водителями всех категорий, а водителей ЖКХ, городского общественного транспорта – и с проверкой практических навыков.
В понятие культуры поведения на дорогах включаются практические навыки по оказанию помощи нуждающимся на дороге, в том числе медицинской, технической, консультационной и т. п.
Муниципальное образование не может претендовать на звание города высокой культуры поведения на дорогах при отсутствии этих самих дорог, имеющих плохое дорожное покрытие, неработающие светофоры и плохие дорожные знаки. Поэтому город должен иметь не только опрятный чистый вид, но и надлежащую дорожную инфраструктуру: парковки, стоянки, дорожную разметку, тротуары, а главное – хорошие дороги!
Приветствуются знаки, информирующие участников дорожного движения о нравственной ответственности за соблюдение установленных правил. И, в первую очередь, в местах массового скопления людей, в местах дорожно-транспортных происшествий. Причём, соблюдение правил взять под особый контроль, и участниками дорожного движения, и администрацией, с выставлением нарушителей на позорный сайт Российского Совета по культуре поведения на дорогах (www.opobdd.ru). Важным критерием является использование научной программы «Культура поведения на дорогах России», утверждённой Учёным Советом НИИ Комплексных муниципальных исследований РАН.
Главными критериями считать – соблюдение правил дорожного движения, нравственно-ответственное поведение.
Приветствуется участие в Патриотической Акции (постоянно действующей) «Действуй по совести и с уважением» среди участников дорожного движения, посвящённую участникам Великой Победы в Великой Отечественной войне.
1. Подача заявки на участие.
Подаётся в произвольной форме на имя Координатора Российского Совета по культуре поведения на дорогах.
2. После положительного рассмотрения Российским Советом по культуре поведения на дорогах заявки и уведомления об этом заявителя, администрацией города назначается рабочая группа по организации работы на месте, в состав которой рекомендуется включить (по согласованию) представителей Президиума Российского Совета по культуре поведения на дорогах.
3. Рабочая группа администрации города под непосредственным руководством главы муниципального образования проводит оценку существующего состояния дел в городе, и, на основании этого, разрабатывает план работы, предусмотрев контрольные сроки проверки (этапы работ). О чём уведомляет Российский Совет по культуре поведения на дорогах.
4. План работ должен содержать графу предполагаемого финансирования (местный бюджет, инвестиции, государственный бюджет и т.д.)
5. По реализации плана работ составляется отчёт с предоставлением его в Российский Совет по культуре поведения на дорогах.
6. После утверждения Российским Советом по культуре поведения на дорогах представленных материалов, и оформлением соответствующих документов по присвоению почётного звания «Город высокой культуры поведения на дорогах» определяется дата вручения.
7. После вручения почётного звания муниципальному образованию рекомендуется организовать праздничные мероприятия в городе, с привлечением широкой общественности, и награждением наиболее отличившихся представителей города.
Муниципальное образование, взявшее на себя обязательства включиться в борьбу за звание «Город высокой культуры поведения на дорогах» заносится в реестр и на сайт Российского Совета по культуре поведения на дорогах (www.opobdd.ru).
При выполнении условий соревнования городу решением Президиума Российского Совета по культуре поведения на дорогах присваивается почётное звание «Город высокой культуры поведения на дорогах», и вручаются соответствующие документы (возможно на заседании очередного (ежегодного) Собора ВРНС)