-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Своим участием в акции года водитель выражает поддержку инициатив РосСовета по культуре поведения на дорогах, направленных на обличение хамского поведения и вседозволенности. Явлениях, обжившихся на дорогах и подпитываемых нашим попустительством. А порою, нашим подражанием таковым действиям.
Водительское сообщество, не дав отпор первым проявлениям зла на дороге, пожинает результаты. Сегодня зло, во всех его проявлениях, диктует свои правила поведения на дороге. Однако зло по своей природе не свойственно человеку. Человеку предназначено нести добро и любовь. И побеждается зло в первую очередь добротою.
Водительское сообщество , в силу отсутствия доброты на дорогах, устало от творящейся на дорогах бесовщины. Устало от навязываемой агрессивной манеры езды и ищут пути своего безопасного нахождения на дороге. Но, к великому сожалению, этой защиты не находит. И подтверждение этому ставшие "привычными" трагедии на дорогах, с сотнями тысяч искалеченных судеб.
К Святителю Николае Чудотворцу путешествующие с древних времен обращаются с молитвой, прося о заступничестве в пути. Водители транспортных средств, которые в пути - также являющиесяся путешествующими, не исключение. И лик Николая Чудотворца, как почитаемого Божиего Угодника, нашел достойное место в машинах водителей ,обращающихся к нему за помощью.
Просить заступничества водители научились. И с верою в защиту Николая Чудотворца отправляются в дорогу. Забывая о других водителях, которые тоже нуждаются в такой же помощи в дороге, как и они. Точнее даже не думая об этом. При этом свои интересы ставя превыше всего. Позволяя себе быть источниками зла. И делается это водителями как осознанно, так и неосознанно. И зла, при этом, на дорогах меньше не становится. Да и сами нуждающиеся и просящие помощи в пути , вольно или невольно совершающие зло, в результате страдают от этого.
Однако надо знать, что Святитель Николае Чудотворец иногда бывает и грозным наказателем творящих злые дела и не кающихся в них.
Что же должен делать участник акции года "Покаяние водителей"?
Всего-то и надо, что прекратить творить самому зло на дороге!
Как это сделать водителю, который считает , что он зла не делает?
Попробовать разобраться так ли это на самом деле. Протестировать самому свое поведение, взяв за основу те нарушения, которые видит за другими и которые его раздражают и вызывают негодование! Существует правило по которому человек видит те недостатки у других, которые сам совершает! Вот этим и надо занять свой ум в дни акции.
Если вам удалось внимательно проделать вышепредложенный тест и самостоятельно обнаружить факт его подтверждения - вы на правильном пути. Если не удалось за собой самому обнаружить недостатки, обратитесь за помощью других, предложив им оценить ваше поведение. Главное начать самому путь к добрым делам, то есть просто не делать зла. И не желать самому быть источником зла.
Акция года проводится в дни Святителя Николая Чудотворца. Божий Угодник поможет водителям и в этом. При нашем обращении к нему с молитвой: отче Николае, моли Бога о нас! При этом надо взять за правило просить прощение за совершенное водителем зло другим участникам движения и которое он сам заметил. А также и за совершенное зло другим, которое не сумел заметить. Православным водителям, участникам акции года "Покаяние водителей", помимо предложенного общего покаяния водителей, рекомендуется покаяние по правилам РПЦ.
Логотип участника или приведенный в рабочее положение солнцезащитный козырек вашего авто будет свидетельствовать о вашем участии в акции года водителей.
Координатор РосСовета , член Бюро Президиума С.Б. Барышников