-------------------
-------------------
Р.Т.Юлдашев, д.э.н., профессор, А.Ю. Лайков, к.э.н., доцент
Есть основания утверждать, что организация дорожного движения, страхование его участников, да и российское общество в целом, сталкиваются в настоящее время с одной серьёзной проблемой. Проблема заключается в том, что многие участники дорожного движения в нашей стране оказываются не готовыми к адекватному поведению на дорогах, да и, в свою очередь, страховщики оказываются не готовыми к полноценному выполнению своих обязательств перед потребителями, т.е. также ведут себя не вполне адекватно.
Участники дорожного движения и страховщики не доверяют друг другу. Для того, чтобы понять причины взаимного недоверия, необходимо проанализировать глубинные основы их целеполагания и мотивации. Представляется, что современные общественные проблемы неразрывно связаны с сущностью распространённого сегодня типа личности как автолюбителя, так и предпринимателя.
Длительное доминирование в экономике современной РФ модели отношений, нацеленной не на развитие, а на «передел» и последующее «переваривание» наследства, созданного предыдущими поколениями, естественным образом привело к заметному проявлению, если не преобладанию, в обществе граждан особого психотипа личности. «Генетическая» обусловленность целевыми установками аморальной «обвальной» приватизации 1990-х годов, ставка на «отъём» и передел источников доходов, на достижение сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочному развитию предопределили основные условия формирования общественных стереотипов в течение последних почти 20 лет. И вот уже фактическое мародёрство, в широких масштабах проявляемое «таксистами» и уличными торговцами после террористических атак (Москва) или техногенных катастроф (район Саяно-Шушенской ГЭС), трактуется многими СМИ как «нормальный бизнес».
Профессиональные знания и интеллект, благородство и готовность к самопожертвованию, неразрывно связанные с ограничением собственных эгоистических интересов, доминируют в обществе тогда, когда целью является развитие, положительное изменение обстоятельств, совершенствование окружающей бизнес-среды, оздоровление и улучшение рыночной ситуации, развитие общества в целом.
Когда же императивом становится передел того, что было создано ранее, то на первый план «выдвигается» умение вовремя «подсуетиться».
Психофизиологическими особенностями личностей, которым отдается предпочтение в обществе в условиях преобладания передела источников доходов, является повышенный уровень жизненной интуиции, экстрасенсорики, обостренного восприятия, «звериного» чутья. У таких людей доминирующей является не присущая нормально развитой человеческой личности интеллектуально-осознанная, а рефлекторно-поведенческая реакция на внешние раздражители. Они действуют преимущественно инстинктивно. Отсюда, видимо, проистекает предрасположенность людей такого типа к игнорированию моральных норм, к аморальным поступкам и поведению.
Современные военные психологи относят их к так называемому «психокинестезическому типу» личности . В годы Великой Отечественной войны кодовым обозначением такого спецконтингента и у советских, и у германских спецслужб было одно и то же слово – «крысы» .
Аморальность, которая становится существенным фактором поведения на дороге, существенным фактором рыночного поведения страховых компаний, нередко управляемых менеджерами «психокинестезического типа», подрывает доверие между участниками дорожного движения, а также между участниками дорожного движения и страховщиками. И дорожное движение, и страхование его участников лишаются здоровой основы.
Беспрецедентный факт явного беснования одного из участников ДД, случившийся недавно на Садовом кольце, не имеет адекватного объяснения вне богословских рамок. Но в нашем атеистическо-прагматическо-аморальном обществе ему не будет найдено адекватного объяснения, а значит, не будет сделано правильных выводов.
Ситуация усугубляется тем, что под видом так называемого «равенства» всех граждан обществу активно навязываются нормы и стандарты поведения тех социальных слоёв, которые, в моральном отношении стоят заведомо ниже подавляющей части населения. Основанный на этом механизм моральной деградации в нашем обществе работает, к сожалению, весьма и весьма эффективно.
В современном обществе в массовом масштабе перестаёт действовать первый закон, данный человеку Богом – закон стыда. Закон совести начал переставать действовать ещё раньше – это то, что отмечал ещё более 170 лет назад выдающийся русский психиатр П.Б.Ганнушкин.
П.Б.Ганнушкин, рассматривая в своей широко известной классической работе теорию нравственного помешательства, утверждал, что «несомненно, существуют психопаты, главной, бросающейся в глаза особенностью которых являются резко выраженные моральные дефекты» .
Сегодня сходство личностей «психокинестезического типа» с лицами, которых классическая психиатрия еще в середине XIX века относила к страдающим «нравственным помешательством» (folie morale, moral insanity) или к антисоциальным психопатам, буквально бросается в глаза. Даже неспециалистам понятно, что всё это является прямым следствием массового отступления от истинного Бога и установленных Им заповедей.
Поведение личностей «психокинестезического типа» характеризуются выраженной антисоциальной направленностью. Они, «несмотря на возможную принадлежность к различным политико-социальным течениям, в конечном итоге…стоят только сами за себя» . Отсюда – нарастание агрессии и хаоса на дорогах, распространение оппортунизма в рыночном поведении предпринимателей, менеджеров и руководимых ими компаний, включая, конечно, и страховые.
Нарастание на дорогах, а также в среде отечественного бизнеса проявлений асоциального поведения, все более заметное отсутствие у людей симпатии к окружающим, чести, стыда, чувства долга по отношению к обществу (то есть к другим участникам дородного движения, к коллегам по бизнесу и потребителям) позволяют видеть в происходящем в сфере дорожного движения, в среде отечественного бизнеса рост опасности развития проявлений антисоциальной психопатии . При этом у людей такого типа всегда наготове «хорошо действующий рассудок», для того, «чтобы оправдывать, объяснять их «дурные» поступки» .
В настоящее время российские страховщики демонстрируют чётко выраженную и «нарастающую» склонность к игнорированию интересов страхователей – потребителей услуг страховых компаний. Сегодня всё труднее становится получить своевременную выплату от страховой компании, всё труднее становится вообще получить выплату.
С другой стороны, у потребителей страховых услуг всё более проявляется склонность к мошенничеству, масштабы которой увеличиваются быстрыми темпами.
В целом, на страховом рынке, нарастают противоречия, разрешение которых откладывается на будущее. Но этому мешает рост аморальности участников экономических и, в целом, общественных, отношений.
Весьма распространённая в настоящее время в среде российского бизнеса фраза: «Это только бизнес – ничего личного!», произносимая обычно непосредственно перед, в процессе или после совершения какого-либо аморального поступка, - типичное проявление антисоциальных психопатических отклонений. Обычно под «личным» ( также ещё и под «эмоциями»), которые пытаются «исключить», бациллоносители понимают как раз то, что должно служить обязательным фундаментом их целеполагания – установленные Господом моральные нормы и ограничения. А ведь без этого «краеугольного камня» предпринимательская деятельность, да и экономика в целом устойчиво существовать не может и не будет.
Но и это еще «не предел». П.Б.Ганнушкин подчеркивал, что невозможно «резкое отделение» антисоциальных психопатов от эпилептоидов, то есть психопатов эпилептоидных . В свою очередь, и современная военная психология отмечает «сходность» «принципов жизнедеятельности» психокинестетиков и эпилептоидных психопатов .
Характерным свойством эпилептоидных психопатов является выраженность моральных дефектов. Обычно они люди очень активные, односторонние, напряженно деятельные, страстные, любят сильные ощущения, «эпатаж», «экстрим», они - очень настойчивые и упрямые. Также они очень нетерпеливы, крайне нетерпимы к мнению окружающих и совершенно не выносят, когда им противоречат. К этому можно прибавить большое себялюбие, эгоизм, чрезвычайную требовательность к другим и нежелание считаться с чьими бы то ни было интересами, кроме своих собственных. Они подозрительны, обидчивы, мелочно придирчивы. Отсюда понятно, что поводов для столкновений с окружающими у эпилептоидов всегда много.
«Принципы жизнедеятельности» психокинестетиков и эпилептоидов, будучи неотделимыми от личности людей, для психики которых свойственны подобные особенности, естественным образом переносятся на их участие в дорожном движении. Думается, что это – одна из причин масштабного проявления у участников дорожного движения пренебрежения интересами друг друга.
В целом, в полном соответствии с ущербной этикой «психокинестезического типа» на дорогах, в быту, в бизнесе, в общественной жизни сегодня нарастают многочисленные проявления «мародёрства на пожаре», которое наиболее ярко выражает преобладающий тип поведения в нашей системе управления и в обществе.
В целом, можно отметить, что доминирование перераспределительной модели отношений в отечественной экономике и соответствующей ей «мародёрской» морали в обществе приводит к негативной селекции в обществе, к тому, что во всех сферах общества критически нарастает масса асоциальных элементов, деятельность которых будет неуклонно способствовать обострению социальных противоречий. Это особенно опасно в условиях кризиса, когда для общественного выживания необходимо сохранение и максимально возможное поддержание доверия между людьми.
Кроме того, следует учитывать, что личности «психокинестезического типа» не способны действовать там, где нельзя «выкрутиться» за счет привычных для них «игр» и провокаций. Они абсолютно неэффективны в ситуациях, когда не с кем «договориться». В частности, они не способны к эффективной деятельности в условиях неуклонного развития имеющих объективную природу процессов системного экономического кризиса, на которые совершенно безполезно пытаться воздействовать с помощью пиара, административного ресурса, интриг, коррупции, клеветы на конкурентов и прочих приемов, позаимствованных из «грязи человеческих отношений».
При этом немалая сложность заключается в запущенности проблемы. Доминирующие психокинестетики уже длительное время расширенно воспроизводят в обществе себе подобных, воспитывают себе подобных детей, подбирают кадры «под себя», под свой мелкий «масштаб», под свой всегда низкий профессиональный уровень.
С течением времени «инфекция» распространилась на все «этажи» общественной и профессиональной иерархии, а также на систему подготовки и переподготовки кадров, которая быстрыми темпами подстраивается сегодня под ущербное миропонимание и примитивные потребности лиц психокинестезического типа. Внедрение ЕГЭ и подготовка так называемого «Федерального образовательного стандарта» в средней школе, навязанное отечественным вузам участие в так называемом «болонском процессе», переподготовка специалистов для отечественной экономики на базе всевозможных «тренингов», нередко «замешанных» на оккультизме, на идеологии и методиках тоталитарных сект – это лишь некоторые примеры распространения заболевания.
Дальнейшее количественное и качественное доминирование психокинестетиков в управлении в условиях развивающегося кризиса приведёт к хаотизации и дальнейшей системной деградации общества. Это очень хорошо видно на примере недавних провалов отечественного спортивного менеджмента в футболе и на Олимпиаде в Ванкувере. Существует множество и других известных примеров подобных провалов в разных сферах экономики и общественной жизни.
Культивируемая такими лицами «полуфеодальная» «клановая» кадровая политика, ставшая базовым свойством сложившейся в стране управленческой системы, не может не привести к значительному снижению эффективности современного российского общества в целом. Не случайно, поэтому, что по всем существенным показателям она даже в «лучшие» докризисные годы отставала от РСФСР середины 1980-х годов.
Следует заметить, что описанные выше симптомы заболевания и его распространения характерны не только для российского общества. Намного раньше моральное помешательство поразило основанное на еретической протестантской этике «западное» общество. Более того, правомерно утверждать, что именно эта извращённая этика была взята в качестве «образца для подражания» в нашей стране.
Однако, сегодня можно констатировать, что местные «ученики» пошли «дальше» своих западных «учителей»: многие в России руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности целевыми установками, основанными уже не на протестантизме, а на фактически неприкрытом сатанизме (каббале, дианетике и т.п.).
Необходимо чётко осознавать, что неизбежным следствием доминирования этих целевых установок будет нарастание разрушительных процессов в экономике и в обществе в целом. Таким образом, распространение «морального помешательства» среди граждан нашей страны является одной из главных причин и источником «постоянных взрывов», разрушающих наше общество изнутри.
Поэтому настоятельное требование времени сегодня – это, прежде всего, кадровая модернизация, главным образом, - «модернизация» управленческих кадров. Прежде всего, она, должна быть направлена на устранение аморальности и антисоциальных проявлений в среде чиновничества, предпринимателей и менеджеров. Моральная чистота кандидата должна стать ведущим критерием при подборе и расстановке кадров.
Это – предварительное условие успешного преодоления кризиса. Решение этой первоочередной задачи возможно только в рамках целенаправленной государственной политики. Эта политика должна быть богоугодной, соответствующей Божьим установлениям, ведь общество без стыда и без совести Богу не нужно, а значит, положительных перспектив не имеет.