-------------------
-------------------
Материалы к обсуждению проект концепции
Разработано в соответствии с рекомендациями Российского Совета по культуре поведения на дорогах (РосСовет), изложенными в Положении о муниципальном образовании, включившегося в борьбу за звание «город высокой культуры поведения на дорогах».
Общая часть.
Вводится новое понятие – особое поведение участника дорожного движения, основанное на соблюдении нравственности и ответственности.
Новое понятие вводится в связи с массовыми проявлениями участниками дорожного движения таких явлений, как:
- игнорирование требований дорожных знаков
- самооправдание
- вседозволенность
- недоброжелательность
Цель введения нового понятия заключается в искоренении из массового поведения участников дорожного движения вышеперечисленных негативных явлений.
Типовые виды недостойного поведения на дорогах.
РосСовет совместно с консультационно-экспертным Советом ОП ОБДД проанализировал поведение участников дорожного движения и выявил характерные виды негативного поведения водителей. Почему их назвали негативными? Потому, что такого вида поведение водителей раздражает других участников дорожного движения и является предпосылками к дорожно-транспортным происшествиям. Поведение человека это его способность изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя избегать негативных факторов и находится под контролем нервной системы.
Какие же типовые виды недостойного поведения на дорогах негативно, с раздражением воспринимаются другими участниками дорожного движения?
- не соблюдение дистанции
- объезд медленно-движущегося транспортного потока по грязной запыленной обочине
- езда «шашками» на многорядной трассе
- злоупотребление скоростью в местах массового скопления людей и при ограниченной видимости
- парковка в местах остановок общественного транспорта
- требование уступить дорогу с применением звуковых и световых сигналов
- езда с дальним светом в тёмное время суток
- проезд на запрещающий знак светофора
- проезд по встречной полосе, пешеходным дорожкам, трамвайным путям
- обгон транспортного средства в местах ремонта дорог с применением свеженасыпанного мелкого щебня
- обгон транспортного средства в неблагоприятных погодных условиях
- в городском плотном потоке – езда мототранспорта и скутеров
Золотое правило нравственности.
Золотое правило нравственности является основополагающим мировым этическим принципом и положено в основу особого поведения участников дорожного движения, основанного на соблюдении нравственности и ответственности.
Золотое правило гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»
«Не делай другим того, чего не хочешь себе!»
Ответственность особого поведения.
Ответственность это объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Эта определённость, надёжность, честность в отношении себя и других. Это осознание и готовность признать, что результат, который получаешь в ходе твоих поступков и действий, есть их следствие. Ответственность это не вина, это уверенность. Она включает в себя личную подотчётность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.
Ответственность особого поведения участника дорожного движения предполагает исключить из своих действий элементов негативного поведения.
Критерии особого поведения.
Критерии особого поведения подразделяются на два типа: как надо себя вести – положительные, и как нельзя себя вести на дороге – отрицательные.
Положительные критерии особого поведения на дороге:
- доброжелательность
- взаимовыручка
- милосердие
- умение прощать
- порядочность
- профессионализм
- терпение
Отрицательные критерии особого поведения на дороге:
- грубость
- злоба
- наглость
- безсердечность
- лицемерие
- безрассудность
- лихачество
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иных видов опьянения
- несдержанность
- вспыльчивость
- отсутствие практических навыков профессионального управления автомобилем в любых погодных условиях
Зона особого поведения участников дорожного движения.
РосСовет взял на себя инициативу по объявлению на дорогах нашей страны зон особого поведения его участников. В зоны особого поведения предлагается включить особо-опасные участки дорог, которые предрасположены к дорожно-транспортным происшествиям, либо места, где они постоянно совершаются. Зоны дорог особого поведения объявлены РосСоветом с целью недопущения трагедий на дорогах, путём повышения ответственности её участников, основанных на принципах нравственности.
В чём же заключается особое поведение участников дорожного движения?
- более внимательным, сосредоточенным оцениванием дорожной обстановки
- соблюдением установленных требованием дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров
- ни какие оправдания по невыполнению установленных правил недопустимы
- соблюдением «золотого правила нравственности»
- профессионализмом управления транспортным средством
В случае осознанного нарушения требований дорожных знаков в зонах особого поведения, быть готовым к тому, что фото и видеоматериалы этого факта будут размещены на позорном сайте недостойного поведения ОП ОБДД.
Оборудование зон особого поведения.
Как узнать участнику дорожного движения зону особого поведения на дороге?
На дорогах нашей страны в последнее время появились дорожные знаки, дополненные по внешнему контуру полоской ярко-жёлтого, либо изжелто-зеленого цвета. Этот фон является ярко-стимулирующим цветом. Он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений. Имеет минимальное рассеивание в атмосфере, поэтому используется, как сигнальный, предупреждающий цвет, для повышения визуальной контрастности. Дорожные знаки оформленные по внешнему контору полосой ярко-желтого, либо изжелто-зеленого цвета объявлены РосСоветом зоной особого поведения его участников. Дорожный знак «пешеходный переход» (5.19.1 – 5.19.2), выполненный таким способом, уже довольно часто встречается на дорогах нашей страны. Как показывает практика знак, таким способом выполненный, хорошо читаем, привлекает внимание водителей и в дневное и в ночное время суток. Не заметить его при внимательном управлении автомобилем довольно сложно. Именно в силу этих свойств РосСоветом было выбрано данное исполнение дорожного знака для информирования участников дорожного движения о зоне особого поведения.
Рекомендуемые действия участникам движения по особому поведению.
Водитель транспортного средства должен всегда помнить, что автомобиль является средством повышенной опасности. Неумелые действия водителя, водителя-лихача, или просто водителя – «барана», могут являться причинами невосполнимых потерь и бед. Все участники дорожного движения, увидев дорожный знак, выполненный на ярко-жёлтом, либо изжелто-зелёном фоне должны предпринять незамедлительные действия по выполнению его требований. Сосредоточив всё своё внимание на дорожной обстановке.
Нравственная ответственность предполагает осознанное выполнение требований дорожных знаков, независимо от наличия фиксирующих технических средств, либо инспекторов ГИБДД МВД РФ. РосСовет рекомендует всем участникам дорожного движения в местах действия дорожных знаков особого поведения осуществлять контроль за их соблюдением. Недостойное поведение нарушителей предлагаем фиксировать на фото и видеоматериалах для всеобщего обличия такого негативного поведения. Эти материалы РосСовет будет выставлять на позорный сайт ОП ОБДД в раздел «не будь бараном». Тем самым создавая в обществе нетерпимое отношении к подобного рода нарушениям.
Заключительная часть.
РосСовет отдаёт себе отчёт, что внедрение особого поведения участников дорожного движения, основанных на принципах нравственности и ответственности на дорогах нашей страны сложная социальная задача. Нужно время для осмысления предлагаемого, оценки своего поведения, и своих возможностей, и желанием каждого принять конкретные действия. Нравственная ответственность предполагает обличение участниками дорожного движения нерадивого поведения на дорогах, являющимися предпосылками к совершению дорожно-транспортных происшествий. Сам факт такого поведения, выставленного для всеобщего обозрения на позорный сайт, говорит о том, что в целом общество понимает о необходимости радикальных перемен на наших дорогах, и участники дорожного движения готовы непосредственно осуществлять такой контроль поведение на дорогах. А так, как мы очень не любим, быть выставленными в негативном свете… Позора не оберёшься. Предлагаем задуматься об этом и находясь на дорогах себя внимательно контролировать. РосСовет надеется, что непосредственный контроль нашего поведения участниками дорожного движения найдёт понимание и отклик у благоразумных участников движения. У тех, кому не безразлична судьба своих родственников, да и страны в целом. У тех, кто своим сердцем, добрым отношением к другим понимает – другого пути нет. Добрый участник – это не добренький, кому всё по барабану. Десятки тысяч ежегодно погибающих на наших дорогах, сотни тысяч искалеченных судеб не позволят нам такой доброты. Наша доброта должна быть твёрдой в своей цели. А цель у нас благородная – сделать наше нахождение на дорогах благоприятным, комфортным, защищённым.