-------------------
-------------------
Аналитическая справка научного руководителя
Дни особого поведения на дорогах, объявленные РосСоветом, состоялись. Особое поведение заключалось в том, чтобы каждый участник Движения контролировал свое поведение, был более внимательным, проявлял доброжелательность к окружающим. Контролировал свои эмоции, которых у каждого из нас с избытком. Был более внимательным к дорожной обстановке и дорожным знакам. Не допускал агрессивного поведения и научился улыбаться окружающим, которые испытывают такие же затруднения и неудобства на дорогах. Мы все на дорогах в одинаково проблемном положении. Все!
Проведением дней особого поведения на дорогах обозначен шаг навстречу друг к другу в изменении сложившейся негативной ситуации. Но не более того. Впереди предстоит кропотливая работа, работа ежедневная, ежечастная. Работа над своим поведением, поведением достойного участника Движения. Участника, который понимает, что искоренить зло, гнев из своего поведения это путь решения проблемы. А самое главное в этой работе, это научиться делать добро рядом находящимся. Однако проблема состоит в том, что понимать-то мы может быть и понимаем, более того считаем это правильным решением, но только относительно себя. Не видим мы за собой порою хамского поведения, а если и заметим свой проступок, то тут же найдем оправдание ему.
Наша агрессивность, агрессивность нашего поведения в экстремальных ситуациях, к которой можно отнести и сложившуюся на дорогах, есть показатель нашего сегодняшнего бытия. Бытия, в котором заботы и проблемы только о поиске денег и приобретения на эти деньги товаров и услуг. О другом, в нашей суетной жизни, нам некогда и подумать. Например подумать о совести, нравственности, ответственности своего поведения. Да и зачем об этом думать, если это нельзя продать или купить? Законом нравственность не установлена, а стало быть и наказания не предусмотрено. Но тем не менее нам не нравиться когда о нас говорят плохо и очень нравиться когда нас хвалят...
Особое поведение на дорогах и предусматривает нравственную ответственность. Как ее можно оценить или подсчитать? Например, я сегодня на дороге вел себя нравственно или нет? Самому ответить на этот вопрос, нам привыкшим себе все прощать, практически не возможно. Мотивируется это следующим образом-я всегда прав. Это другие делают не так как надо. А вот за другими мы все заметим! Особенно их недостойное поведение. И тут же осудим помешавшему нам.
На этом принципе построена концепция научной программы по культуре поведения на дорогах. То есть оценку поведения участников дорожного движения проводят сами участники непосредственно. И этот контроль нашего поведения на дорогах начнет работать лучше любых видео камер. Но не сразу, а постепенно. Для начала РосСовет предложил ввести зоны нравственной ответственности на дорогах. И на территории этих зон реализовать непосредственный контроль участниками Движения. Более подробно это представлено в материалах РосСовета. Сайт позорного поведения на дорогах и решает публичную оценку недостойного поведения. Обличает общественно, что нелицеприятно и стыдно для попавшего в поле зрения контролеров. И вот такого рода обличения мы страшимся и будем избегать таких прегрешений. Только страх попадания себя любимого на позорный сайт, обнародования своих проступков на дороге, может реально повлиять на наше поведение.
Чтобы было легче себя контролировать, контролировать свое поведение на дороге, необходимо объявить о том, что я поддерживаю доброжелательность на дороге, я поддерживаю профессионализм управления транспортным средством, я поддерживаю порядочность и уважение к другим. Как узнать, что водитель об этом заявил? Очень просто: любая, используемая ленточка-георгиевская, триколлор, николаевская-является элементом атрибутики участника Движения. Предложенный РосСОВЕТом элемент солнцезащитного козырька авто, приведенного в рабочее положение, в дни особого поведения показал свою востребованость у участников Движения.
Дни особого поведения на дорогах показали, что в целом участники Движения поддерживают начинания по изменению негативной ситуации на дорогах путем искоренения из нашего поведения хамства, вседозволенности, самооправдания. Тема нравственного поведения, как механизма решения проблемы, поддержана участниками Движения. Президент России в своем Послании к Федеральному Собранию РФ обратил особое внимание вопросам нравственности и поддержал общественность в этой деятельности. Председатель Правительства РФ сделал несколько заявлений по недостойному поведению злостных нарушителей на дорогах и дал соответствующие указания по ужесточению наказаний за нарушение правил на дорогах. Межрелигиозный совет России сделал заявление о законопослушании и соблюдении нравственных правил на дорогах. Со своей стороны РосСовет предложил ряд конкретных мероприятий по реализации нравственно ответственного поведения на дорогах. В их числе и дни особого поведения на дорогах, прошедшие в дни праздника Угодника Божьего Николая Чудотворца( 19 декабря). О днях особого поведения РосСовет проинформировал органы Федеральной власти, губернаторов, Руководителей органов местного самоуправления и муниципальных образований, общественные и коммерческие структуры. В дни особого поведения на дорогах, проводимых в день Николая Угодника(19 декабря день Николая Чудотворца, зимний) на дорогах чувствовалась умиротворенность и отсутствие суеты и агрессии. Сотрудники ГИБДД например, незамедлительно оказывали помощь на дорогах нуждающимся в ней. А в установившиеся солнечные и морозные дни в Москве солнцезащитные козырьки автомобилей невольно(?) приводились в рабочее положение.
Научный руководитель программы по культуре поведения на дорогах С.Б.Барышников