-------------------
-------------------
Православие
Россия — поликонфессиональная страна. Однако по числу последователей превалирует одна вера — православие. После произошедшего в 988 г. Крещения Руси православное христианство стало религией большинства населения Русского государства и оказало огромное влияние на самые разные стороны жизни россиян: духовную и материальную культуру, общественный и семейный быт, правовое сознание.
С приходом большевиков к власти в 1917 г. возглавляемое В.И. Лениным советское руководство страны осуществило беспрецедентные в мировой истории гонения на религию, поставив одной из своих главных задач полную атеизацию страны. Большевики лишили жизни около полумиллиона православных церковных деятелей. Из 130 архиереев Русской православной церкви, составлявших ее епископат перед Октябрьской революцией, к 1943 г. в живых и на свободе осталось всего 4 человека.
Несмотря на десятилетия антицерковной политики советской власти, проведенное в 2000 г. одной из социологических служб России — Фондом «Общественное мнение» — социологическое обследование показало, что 58 % населения страны по-прежнему придерживаются православия. Некоторые религиоведы считают, что численность православных в России несколько меньше — 52 % населения России.
Сторонниками других направлений христианства (разных протестантских течений, католицизма и т.д.) объявили себя 2 % опрошенных, ислама — 5 % (этот результат в силу ряда обстоятельств оказался явно заниженным, ближе к истине — около 9 %), других религий — 1 %. 31 % опрошенных признали себя неверующими.
Если сравнить карту народов и карту религий России, то станет ясно, что на всей территории, где большинство составляет русское население, преобладает православие. Но православие является не только основной религией русского народа. Его исповедуют большинство белорусов, украинцев, болгар, сербов, молдаван, карел, ижорцев, води, вепсов, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, мордвы, марийцев, кряшен, нагайбаков, чувашей, осетин, абхазов, грузин, цыган, алтайцев, теленгитов, тубаларов, челканцев, кумандинцев, телеутов, манси, ханты, селькупов, энцев, кетов, югов, чулымцев, шорцев, хакасов, тофаларов, долган, якутов, эвенков, эвенов, негидальцев, нанайцев, ульчей, уйльта, орочей, камчадалов, ительменов, коряков, юкагиров, чуванцев, алеутов. В некоторых религиоведческих работах доля принявших православие марийцев указывается весьма низкой — 20 % и ниже, но это неверно. Что же касается народов Сибири и Дальнего Востока, то некоторые из них, приняв православие, не отошли от языческих традиций, и у них можно наблюдать явления религиозного синкретизма. Хакасы же, крещенные еще в 1876 г., по-прежнему сохраняют свои традиционные верования, хотя сами в своем большинстве считают себя православными.
Подавляющее число православных приходов, действующих в России (12 615 из 12 702, т.е. 99,3 %; здесь и далее данные о числе зарегистрированных приходов, общин и организаций различных конфессий приводятся на 1 января 2008 г.), окормляются Русской православной церковью. Однако есть небольшое число православных приходов и общин, в разное время отколовшихся от этой церкви.
Не признает руководства Русской православной церкви Российская православная автономная церковь, порвавшая в 1995 г. с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). В настоящее время в юрисдикции РПАЦ около 100 приходов, из них только 41 приход имеет государственную регистрацию, существуют Богословско-пастырские курсы, созданные в 2001 г. при Суздальском епархиальном управлении.
Самостоятельной организацией является Русская истинно-православная церковь, окончательно отделившаяся от РПЦЗ в 2003 г. в связи с неприятием проводимой ею линии на объединение с Русской православной церковью (МП). В России в настоящее время РИПЦ принадлежат 28 приходов, в числе которых 2 женских монастыря, 3 скита. Общины РИПЦ имеются в Москве и Московской области, Ленинградской, Новгородской и Брянской областях, Курске, Тамбове, Воронеже, Сызрани, Самаре, Шадринске, Тольятти, Краснодаре, Омске, Челябинске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владикавказе и на Урале, всего (не только в России) — 200 приходских общин, в число которых входят и тайные катакомбные группы.
В течение многих десятилетий напряженными были отношения между российской и зарубежной ветвями русского православия. Но с мая 2007 г. Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) восстановила каноническое общение с РПЦ (МП) и теперь считается ее самоуправляемой частью, а для созданных ею приходов предусмотрен пятилетний переходный период для полного урегулирования их положения на канонической территории Московского патриархата посредством вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. Таких приходов насчитывается 18, основная часть которых находится в Сибири (14).
Сторонники РПЦЗ и всех ее официально не признанных ныне ответвлений — русские и украинцы, есть также небольшое число коми, принявших православие евреев и представителей других национальностей.
На территории России пытаются действовать и раскольнические организации украинского православия — не признанные ни одной из 15 поместных православных церквей Украинская православная церковь Киевского патриархата (10 приходов в г. Ногинске Московской области, г. Обояни Курской области и некоторых других населенных пунктах) и Украинская автокефальная православная церковь. К ним принадлежат преимущественно русские, а также дисперсно расселенные в России выходцы с Украины.
Не подчиняются РПЦ (МП) разрозненные общины так называемых истинно-православных церквей и истинно-православных христиан, имеющие разное историческое и организационное происхождение. Число сторонников каждой из них колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. По национальности они преимущественно русские, есть также украинцы, грузины, евреи и представители других народов.
К истинно-православным церквам близки также иоанниты — группа, выделившаяся в 1880-х гг. из Русской православной церкви и объявившая священника Иоанна Кронштадтского (1829–1908) чудотворцем. Небольшое число иоаннитов имеется в Санкт-Петербурге, Пскове, Ярославле, Воронеже, а также в Краснодарском крае. С истинно-православными христианами иногда сближают имяславцев, утверждающих, что объектом почитания должно быть само имя Бога. Секта малочисленна, ее последователей можно встретить в Армавире, Майкопе, Карачаево-Черкесии.
Полный текст статьи смотрите по