-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Диакон Петр Пахомов
Чудотворная икона св. прп. Ефросинии Московской
Храм св. прп. Ефросинии Московской в Котловке
Интервью с протоиереем Алексием Ладыгиным, настоятелем храма Евфросинии Московской
— О. Алексий, расскажите о пре- подобной Евфросинии. Что это за святая? Чем прославилась?
— Преподобная была супругой Ве- ликого князя Димитрия и переживала с ними все трудности его служения. Димитрия и Евдокию (таково было ее мирское имя) летописец называет совестью народа, настолько они были высоки в своей жизни и являли нрав-ственный пример своему народу. Летописец говорит, что Димитрий и Евдоия «соревноваша» в духовной жизни. Это было особое время, когда стирались границы между землей и небом, и земнородные достигали такой высоты: будучи на земле, они уже сподоблялись жизни небесной. Летописец отмечает, что Куликовская битва была очень важным моментом, потому что там за нашими воинами стояли святые и небесное воинство, которое укрепляло тех, кто был на поле брани. И Московская Русь родилась на Куликовом поле. Если на битву шли рязанцы, москвичи и другие, то оттуда вернулся уже русский народ. Евдокия укрепляла Великого князя Димитрия святой молитвою, и Куликово поле явило нам образ женщины- воительницы, которая тоже сражается за Русь, но не на поле брани, а в храмах Божиих, проливая слезы в усердных молитвах. Евдокия является покровительницей города Москвы, потому что сострадала народу, и особым подвигом ее было милосердное заступничество за него. Она всегда была там, где случалось горе у москвичей. Она строила дома для погорельцев на свои средства, посещала вдов, павших на Куликовом поле, приходила в дома с узельцами и питала бедных, голодных, вдов и сирот. Москвичи ее настолько полюбили, что при жизни называли матерью.
Великий князь пришел с битвы из- раненный и прожил еще недолго, так как просто не было сил для жизни. Остался семнадцатилетний наследник Василий Димитриевич, который не имел еще опыта. Надо сказать, что Димитрий и Евдокия имели 12 детей, 8 из них остались живыми.
— Таким образом, Димитрий и Евдокия могут служить примером святой православной четы?
— Можно так сказать. Но надо помнить, что этой супружеской паре была вверена судьба нарождающегося Московского государства. Тогда была сложная ситуация: был изгнан митрополит Киприан из Москвы, боролись за первенство Тверь и Рязань. Они хотели быть первым княжеством молодого государства. И князь Димитрий, умирая, понимал, что Василий не сможет удержать первенство. И он ради будущего Московской Руси идет на беспрецедентные меры и обращается к Евдокии с просьбой о том, чтобы она взяла на себя нелегкий крест управ- ления государством. Мы знаем, что по обычаям и традициям княжеских семей супруги после смерти мужей принимали монашество. А он делает свою супругу первой удельной княгиней. Ранее, после смерти князя, его вдова всегда принимала монашество. Благоверный Князь Димитрий просит, чтобы Евдокия не постригалась, но во всем помогала детям своим. Для этого он оставляет завещание, где предупреждает детей: «Аще кто матери своей не послушается, на том не будет ни моего, ни Божьего благословения».
— Можно сказать, что древнее государство строилось на крепких, благочестивых, многодетных семьях?
— Московское государство во многом своим процветанием обязано этой крепкой, святой семье. Князь оставляет ей богатые уделы, и она становится состоятельной, и с ней невозможно не считаться ни детям, ни боярам. И, конечно же, Василий Димитриевич ничего не делал без благословения матери, но во всем был ей послушен. А Евдокия укрепляет свой авторитет и идет поперек бояр, которые возмущены тем, что Василий не слушается их, а во всем подчиняется своей матери. Они прибегают к клевете и говорят Василию с Юрием, что их мать ведет нецеломудренный образ жизни, и намекают на особые отношения с … Феофаном Греком. Евдокия наблюдала часами за его чудным письмом. Этот чудный иконописец творил — невозможно было оторвать глаз. Кстати, Евдокия первая создает иконописные артели. В Москве трудится под ее покровительством не только Феофан Грек, но и преподобный Андрей Рублев. Но самое удивительное, что дети поверили в эти сплетни, в эту клевету и призвали ее в свои покои. И Василий говорит: «Что ты нас позоришь?» И тогда она снимает часть своих одежд, и они видят подушки, которая мать привязывала, чтобы казаться полной. Под платьем у княгини были железные вериги, которые растирали до крови ее иссохшее тело. Летописец говорит, что кожа на костях почернела и присохла к костям, и в то же время лицом она была хороша. Когда они увидели изнуренное тело под дорогими одеждами, то упали на колени и стали просить прощения.
Евдокии впоследствии было видение архангела Михаила, который предупредил ее, что скоро она отойдет в обители вечные и ей необходи- мо принять монашеский постриг. После этого она потеряла речь и знаками показывала, что ей было видение. Она просит написать икону ангела и ей пишут одну, другую, третью, и лишь когда ей написали икону Архангела Михаила с клеймами (икона и по сей день хранится в Архангельском соборе) и она приложилась к ней, то снова вернулась речь. Евдокия говорит, что будет принимать монашеский постриг в основанной ею Вознесенской обители Кремля, которая была усыпальницей всех великих княгинь и цариц московских. Она принимает постриг по новому стилю 30 мая в этот день ею сотворе- но много чудес. Первое из них — исце- ление слепого нищего, который про- сил милостыню у Успенского собора. Он кричит ей: «Евдокия, ты сегодня явилась мне и сказала, что исцелишь меня, и чтобы я просил это у тебя». Она подошла к нему и как бы случайно дала ему край рукава. Он протер рука- вом свои глаза и прозрел. Летописец говорит, что в этот день при вхожде- нии ее в монастырь исцелилось 30 че- ловек. Через полтора месяца она ото- шла ко Господу и у ее гроба стали сами собой зажигаться свечи.
— А когда Евфросиния была ка- нонизирована?
— Если мы рассмотрим историю, то не было официальной канонизации Евфросинии Московской.
— Вообще не было?
— Вообще не было. Ее сразу стали почитать как святую, а потом, когда уже хотели в XIX в. провести канонизацию, поняли, что это делать поздно. Ведь ей пелись акафисты сразу после смерти, она изображалась на иконах с нимбом.
— Почему Вы стали настоятелем храма прп. Евфросинии? Про- мыслительно это было или Вы сами хотели построить такой храм?
— Для меня это было неожиданно. Меня вызвал протоиерей Владимир Диваков и вручил указ о том, что я назначен даже не в храм, в общину Евфросинии Московской, которая не имеет даже земли для строительства храма. Это место, на котором мы сейчас находимся, — историческое, хотя мы и не знали этого, когда нам выделяли землю. Думали: почему именно в Котловке? Мы стали поднимать жития, которые можно было найти только в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Затем стали поднимать рукописные источники и узнали: Евфросиния именно на этом месте сделала очень серьезную политическую акцию. Она пригласила митрополита Киприана вернуться в Москву, но он стал отка- зываться. Святитель боялся во второй раз с позором быть изгнанным из Мо- сквы, ведь тогда он уронит авторитет православной церкви. Но она настаи- вает на встрече с ним именно здесь, в Котлах, потому что это было поместье Димитрия и Евдокии. И вот проходит встреча, княгиня уговаривает святите- ля вернуться, а затем уже происходит торжественная официальная встреча у Спасских ворот. Возвращается мир и первый престол в царство, и за Мо- сквой утверждается имя первого града. Вообще, преподобная сделала много важных деяний для Церкви. И впо- следствии, как мы знаем, Евфросиния приносит в стольный град Владимир- скую икону Божией Матери. Она ини- циирует этот перенос, она же и встре- чает вместе с митрополитом и сыном Василием на Кучковом поле икону Божией Матери. И ее трудами и благо- словением устраивается Сретенский монастырь, который и по сей день су- ществует в Москве. Имея собственные средства, Евфросиния строит очень много каменных храмов. По сей день в Кремле находится Рождественский собор, который был построен в честь победы русского оружия на Куликовом поле. У меня была возможность побы- вать в этом соборе, который уже нахо- дится под культурным слоем, молились там. Там, конечно, нужны реставраци- онные работы, и этот храм должен получит вторую жизнь. Посмотрите: сначала был восстановлен Казанский собор, который был построен в честь победы над поляками, затем — Храм Христа Спасителя, который явился памятником в честь победы русско- го оружия над Наполеоном, и сейчас, если восстановить Рождественский храм Кремля, который был построен в честь победы на Куликовом поле, то восстановится вся история и даст будущее нашему Отечеству. Это будет символическим деянием и дай Бог, чтобы оно совершилось.
Мы поставили задачу, чтобы имя преподобной Евфросинии было известно. Я много выступал на радио, на телевидении, печатался в газетах. Сейчас уже вышло более десяти изданий о преподобной Евфросинии, из них пять — под нашим патронажем, потом и доброхоты тоже заразились. Святейший Патриарх Алексий, которого мы просили увековечить имя преподобной, в 2008 г. принял решение на Священном Синоде об учреждении женского ордена Евфросинии Московской. Он стал очень авторитетным, и многие женщины желают получить его.
— А кому он дается? Женам державных мужей?
— Вот Светлана Владимировна Медведева получила. Но не только. Он дается женщинам, которые являются созидательницами нашего Отечества, участвуют в строительстве храмов и в разных церковных программах. И тем женщинам, которые занимаются дела- ми милосердия.
— Батюшка, я вижу, что Вы в короткое время построили прекрасный храм, какие задачи теперь стоят перед вашей общи- ной?
— В сентябре планируется освящение храма и празднование 605-летия со дня блаженной кончины преподобной.
Тут прослеживается интересная де- таль: те, кто участвовал в праздновании этого юбилея 500-летия в 1907 г., стали святыми: Елизавета Федоровна, которая, как и Евдокия, занималась милосердным служением, священномученик Владимир митрополит Киевский, тогда бывший митрополитом Московским и другие. То есть она не забывает тех, кто ее прославляет. Планируется перенос части мощей преподобной к нам из Кремля. И мы надеемся, что это будет часть десной руки. В 2000 г. были обретены мощи преподобной Евфросинии, а в 2008 г. перенесены в придел мученика Уара. При разрушении Вознесенского Собора в 1929 г. все мощи были перенесены в крипт Архангельского собора. Всю усыпальницу смогли перенести. Мощи там валялись в беспорядочном состоянии, пока не наступило время перестройки У нас есть икона и на ней висит масса украшений, принесенных в дар святой. Люди просят преподобную, и она постоянно посылает какую-то помощь. А более всего она помогает тем, кто не может иметь детей. Одна женщина обратила внимание: все те, кто помогали общине и не имели детей, через 10-15 лет вдруг как бы случайно оказывались «в положении». И я стал обращать внимание на некоторых помощниц, которые жаловались мне, что у них нет детей, а через некоторое время были уже в положении. И для нас особенно ценно, что одна из них родила 30 мая — в день памяти преподобной Евфросинии. У Шмелева в одном из произведений рассказывается, что до революции была традиция: на гробнице Евфросинии освящать поясочки, и женщины повязывали их и рожали. А вообще, она и при глазных болезнях помогает, и при операциях. Это удивительная святая, и второе ее открытие чрезвычайно важно сегодня для нашего отечества.