-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Не успела закончиться законодательная гонка с ужесточением ответственности за пьяную езду, как депутаты принялись за культуру вождения в целом. Первая ласточка зарождающегося тренда – законопроект об «агрессивном вождении», подготовленный депутатами фракции ЛДПР. Хотя Госдума и отклонила проект, он собрал множество положительных отзывов. Да и сама причина отказа исключительно формальна - прежде чем вносить изменения в КоАП, необходимо ввести понятие «агрессивного вождения» в ПДД.
Инициативы, прививающие водителям хорошие манеры, дополняют прошлогодние законодательные инициативы. Так, например, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков в своем комплексном законопроекте предлагает запретить курение в машине, если в ней присутствует ребенок или беременная женщина. Кроме того, планируется увеличить штрафы за не пристегнутые ремни и запретить водителям прикасаться к мобильникам – не только звонить, но и смотреть фотографии, например.
Словом, новый тренд налицо. Пришлось обратиться к экспертам с вопросами – в чем причина низкой культуры вождения и как сделать так, чтобы на российских дорогах воцарилась вежливость?
По мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, причина всех бед - плохая организация дорожного движения, которая и подталкивает автомобилистов к хамству и нарушениям: «Многие лихачи отмечают, что дороги в странах Евросоюза организованы таким образом, что, даже если ты захочешь нарушить , - не получится. Самый очевидный пример – обочины. «Обочинщики» вызывают тонны ненависти, но что их провоцирует? Глупое сужение дороги впереди и наличие физической возможности объехать пробку справа. В Германии вы можете выехать на обочину – пожалуйста, но никаких преимуществ вам это не даст. Там нет таких сужений. Так что, ничего, кроме штрафа от камеры вы не добьетесь».
«Другой пример: правые съезды. У нас их делают короткими, видимо, из-за экономии. В результате образуется хвост, который все стремятся объехать слева и вклиниться, что приводит к полному закупориванию. А в Германии съезды длинные, у человека нет необходимости притормаживать. И с левыми поворотами то же самое: там не стоит, моргая, левый ряд, заставляя других перестраиваться. Поворот налево осуществляется через правый карман, где поворачивающие никому не мешают. Таким образом, несложные инженерные решения обеспечивают эффективную профилактику нарушений», - отметил эксперт.
Редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол», соавтор и составитель экзаменационных билетов Геннадий Громоковский считает, что в общем бескультурье повинен сложившийся порочный круг: начинающие водители берут негативный пример с других участников движения, так как существующая система обучения не оставляет им выбора. «В низкой культуре вождения виновата, прежде всего, скверная система подготовки. К сожалению, у нас отношение к школе вождения как к средней школе – закончил, и ладно. Посмотрите, как это реализовано на Западе: там ученика автошкола сопровождает первые 1-2 года, пока он набирается опыта», - отмечает эксперт.
«Например, в Германии, если человек совершает грубое нарушение ПДД или два средней тяжести – его приглашают на беседу, рассматривают его ситуацию, объясняют другие пути решения проблемы. У нас считается, что если человек закончил автошколу, то он сразу становится водителем наравне со всеми. Вчера он ездил с инструктором 40 кмч, а завтра один выезжает на скоростную магистраль – где от него требуется принятие молниеносных самостоятельных решений, в том числе и поведенческих. Происходит передача негативного опыта от других участников движения – в результате формируется невежливый водитель», - посетовал редактор «Вестника автошкол».
Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил, что хаос на российские дороги приносит «каста неприкасаемых» - владельцы «корочек» и «мигалок». По его мнению, необходимы изменения «сверху»: «Основа любой культуры – равенство людей перед законом. Социальное неравенство приводит к хаосу: «можно барину, можно и мне», «меня унизили, унижу и я». До тех пор, пока на наших дорогах существует целый класс безнаказанных, никакой культуры вождения мы не увидим. Начать надо с этого. Пускай наша номенклатура, наше чиновничество, наши правоохранители подадут пример. Но нет: мы каждый день получаем сводки о том, что вот такой-то прокурор кого-то сбил – и ушел от ответственности, и так далее. В правовом хаосе, который создают неприкасаемые, культуре не зародиться».
«Что касается юридических формулировок, то законодательно культуру привить нельзя, это абсурд. Можно до бесконечности перечислять то, что должно войти в список «агрессивного вождения». Можно запрещать курить в машине, есть эскимо и так далее – список запретов тоже бесконечен и так же нелеп», - подчеркнул он.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин убежден, что всему виной пресловутый национальный менталитет и дело, похоже, безнадежно: «Дело в том, что мы народ некультурный. И наше общество не приветствует вежливость, не создает для нее условий. Вот когда русский человек приезжает за границу, ему неуютно выделяться, и он ведет себя как все, вежливо. По возвращении на родину он вновь стремится слиться с толпой – и вежливость утрачивает. Нас мало что объединяет, мы разноликая общность, у нас в голове каша, нас здесь намешано – татары, таджики – непонятно, по чьим традициям и как жить. Да русскому человеку никогда и не пробовали прививать культуру».
«Автомобиль еще больше развращает людей. Вот представьте себе: вы стоите в очереди за колбасой. Вам не придет на ум пролезать вперед, потому что вы знаете, что получите сумкой по голове от какой-нибудь пенсионерки (она ведь тоже бескультурная). Однако машина дает вам ощущение защищенности – можно влезть перед всеми. Ответственность ведь возникает тогда, когда общество может наказать – а тут попробуй еще догони. Словом, нельзя быть культурным по понедельникам, а по средам нет. Вы или воспитаны или нет. А машина наглядно демонстрирует это. Поэтому ситуация на наших дорогах показывает истинное состояние нашего общества».
«Почему Госдума занимается всеми этими казуистическими изобретениями, вроде штрафов за «агрессивное вождение» и прочее? К сожалению, это проявление примитивного мышления, свойственное только нашей Думе. Наши депутаты полагают, что если штрафы увеличить в десять раз, то в десять раз снизится количество нарушений. Ну, давайте тогда увеличим их в сто раз. Очевидно, нужен комплексный подход. Задача правосудия – выяснить, почему произошло нарушение. Однако, такой подход невыгоден – перестанет пополняться городской бюджет. К сожалению, наши власти придерживаются тут циничной политики», - отметил Травин.
Отметим, что базовый тест на гражданскую зрелость – пользование ремнями безопасности – российские водители провалили. Согласно опросу, проведенному Госавтоинспекцией, более половины автомобилистов не использует ремни безопасности. Мнения проголосовавших распределились следующим образом: всегда пристегиваются 50% опрошенных, 23% считают, что на заднем сидении можно не пристегиваться, 17% респондентов решают, пользоваться ремнем безопасности или нет, в зависимости от обстоятельств, 10% сообщили, что вообще никогда не считают нужным пристегиваться.
Источник: http://autorambler.ru/
Мнение Россовета: Российский Совет по Культуре Поведения на Дорогах поддерживает инициативу общественных организаций по радикальному изменению ситуации на наших дорогах и поведения участников дорожного движения. Активность общественных организаций целесообразно направить на искоренение явлений приобредших массовый характер таких как вседозволенность, хамство, самооправдание. Россовет предлагает направить свои усилия, не дожидаясь законодательных и других актов на изменение ситуации на дорогах. Приглашаем принять участие в инициативах Россовета и его акциях, в частности акция проводимая в 2013 году "Культурный водитель". Россовет убедительно просит руководство общественных организаций первыми принять непосредственное участие в Акции, и своим личным примером призвать единомышленников перейти от слов к конкретным делам по изменению ситуации.
На листе форматом А4 сразу четыре листовки! Одну оставь себе, другие раздай друзьям !