-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Аналитическая справка научного руководителя
Дни особого поведения на дорогах, объявленные РосСоветом, состоялись. Особое поведение заключалось в том, чтобы каждый участник Движения контролировал свое поведение, был более внимательным, проявлял доброжелательность к окружающим. Контролировал свои эмоции, которых у каждого из нас с избытком. Был более внимательным к дорожной обстановке и дорожным знакам. Не допускал агрессивного поведения и научился улыбаться окружающим, которые испытывают такие же затруднения и неудобства на дорогах. Мы все на дорогах в одинаково проблемном положении. Все!
Проведением дней особого поведения на дорогах обозначен шаг навстречу друг к другу в изменении сложившейся негативной ситуации. Но не более того. Впереди предстоит кропотливая работа, работа ежедневная, ежечастная. Работа над своим поведением, поведением достойного участника Движения. Участника, который понимает, что искоренить зло, гнев из своего поведения это путь решения проблемы.
А самое главное в этой работе, это научиться делать добро рядом находящимся. Однако проблема состоит в том, что понимать-то мы может быть и понимаем, более того считаем это правильным решением, но только относительно себя. Не видим мы за собой порою хамского поведения, а если и заметим свой проступок, то тут же найдем оправдание ему.
Наша агрессивность, агрессивность нашего поведения в экстремальных ситуациях, к которой можно отнести и сложившуюся на дорогах, есть показатель нашего сегодняшнего бытия. Бытия, в котором заботы и проблемы только о поиске денег и приобретения на эти деньги товаров и услуг. О другом, в нашей суетной жизни, нам некогда и подумать. Например подумать о совести, нравственности, ответственности своего поведения. Да и зачем об этом думать, если это нельзя продать или купить? Законом нравственность не установлена, а стало быть и наказания не предусмотрено. Но тем не менее нам не нравиться когда о нас говорят плохо и очень нравиться когда нас хвалят...
Особое поведение на дорогах и предусматривает нравственную ответственность. Как ее можно оценить или подсчитать? Например, я сегодня на дороге вел себя нравственно или нет? Самому ответить на этот вопрос, нам привыкшим себе все прощать, практически не возможно. Мотивируется это следующим образом-я всегда прав. Это другие делают не так как надо. А вот за другими мы все заметим! Особенно их недостойное поведение. И тут же осудим помешавшему нам.
На этом принципе построена концепция научной программы по культуре поведения на дорогах. То есть оценку поведения участников дорожного движения проводят сами участники непосредственно. И этот контроль нашего поведения на дорогах начнет работать лучше любых видео камер. Но не сразу, а постепенно. Для начала РосСовет предложил ввести зоны нравственной ответственности на дорогах. И на территории этих зон реализовать непосредственный контроль участниками Движения. Более подробно это представлено в материалах РосСовета. Сайт позорного поведения на дорогах и решает публичную оценку недостойного поведения. Обличает общественно, что нелицеприятно и стыдно для попавшего в поле зрения контролеров. И вот такого рода обличения мы страшимся и будем избегать таких прегрешений. Только страх попадания себя любимого на позорный сайт, обнародования своих проступков на дороге, может реально повлиять на наше поведение.
Чтобы было легче себя контролировать, контролировать свое поведение на дороге, необходимо объявить о том, что я поддерживаю доброжелательность на дороге, я поддерживаю профессионализм управления транспортным средством, я поддерживаю порядочность и уважение к другим. Как узнать, что водитель об этом заявил? Очень просто: любая, используемая ленточка-георгиевская, триколлор, николаевская-является элементом атрибутики участника Движения. Предложенный РосСОВЕТом элемент солнцезащитного козырька авто, приведенного в рабочее положение, в дни особого поведения показал свою востребованость у участников Движения.
Дни особого поведения на дорогах показали, что в целом участники Движения поддерживают начинания по изменению негативной ситуации на дорогах путем искоренения из нашего поведения хамства, вседозволенности, самооправдания. Тема нравственного поведения, как механизма решения проблемы, поддержана участниками Движения. Президент России в своем Послании к Федеральному Собранию РФ обратил особое внимание вопросам нравственности и поддержал общественность в этой деятельности. Председатель Правительства РФ сделал несколько заявлений по недостойному поведению злостных нарушителей на дорогах и дал соответствующие указания по ужесточению наказаний за нарушение правил на дорогах. Межрелигиозный совет России сделал заявление о законопослушании и соблюдении нравственных правил на дорогах. Со своей стороны РосСовет предложил ряд конкретных мероприятий по реализации нравственно ответственного поведения на дорогах. В их числе и дни особого поведения на дорогах, прошедшие в дни праздника Угодника Божьего Николая Чудотворца( 19 декабря). О днях особого поведения РосСовет проинформировал органы Федеральной власти, губернаторов, Руководителей органов местного самоуправления и муниципальных образований, общественные и коммерческие структуры. В дни особого поведения на дорогах, проводимых в день Николая Угодника(19 декабря день Николая Чудотворца, зимний) на дорогах чувствовалась умиротворенность и отсутствие суеты и агрессии. Сотрудники ГИБДД например, незамедлительно оказывали помощь на дорогах нуждающимся в ней. А в установившиеся солнечные и морозные дни в Москве солнцезащитные козырьки автомобилей невольно(?) приводились в рабочее положение.
Научный руководитель программы по культуре поведения на дорогах С.Б.Барышников