-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Коваленко Владимир Романович ушёл из жизни на 73-м году 24 августа 2010 года. Ушёл быстро, неожиданно, как и всё, что делал.
Владимир Романович был ответственным гражданином нашей страны. Очень переживал из за отсутствия возможности достойной жизни. Сам был ранимым человеком, и переживал за каждого из нас. Он не задумываясь впрягался в наши проблемы. Кажется, для него не было тем, которых он не знал. Казалось знал до тонкостей реальную ситуацию по любому вопросу жизнедеятельности. И в трудных ситуациях, не только и не столько своих, он знал, что делать. И делал. Он обладал особым даром человека, увидев которого, пообщавшись, создавалось впечатление, что знаком был с ним всегда. Отличительные его черты – доброта и отзывчивость. Его сострадание к нашим проблемам делали его незаменимым для окружающих. Так случилось, что место, где он захоронен, он указал сам, за несколько месяцев до своей кончины. Было это так. Проезжая на автомобиле мимо кладбища, показал вдруг сидящему рядом, прервав разговор, на поляну, хорошо просматриваемую с дороги, и сказал – друзья сказали меня здесь похоронят.
Друзья вспомнили его слова, когда выбирали место… Место достойное Владимира Романовича Коваленко – аллея Славы жителей города Мытищи.
Доктор экономических наук, профессор, академик (действительный член) Академии Наук социальных технологий и местного самоуправления, активный общественный деятель нашей страны Владимир Романович одинаково просто себя вёл и с руководством страны и со встречным на улице – уважительно и по совести. Нам, кто был с ним рядом, очень не хватает его огромных профессиональных знаний, большого жизненного опыта, мудрых советов, поддержки в делах. Он брал на себя тяжелейший груз проблем, нёс легко, как казалось со стороны, шутя, решая сложнейшие вопросы. Нам не хватает общения с ним, его улыбки, речи. Не хватает нашего доброго, заботливого товарища. Надёжного, порядочного, нравственно-ответственного. В памяти многое стирается, но главное остаётся – образ друга, товарища, отца, деда, мужа.
Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Владимира во Царствии Твоём.
Написано от имени и по поручению: "Российского Совета по Культуре Поведения на Дорогах" ,"Общественного проекта Обеспечение безопасности дорожного движения", "Общероссийского общественного движения «Парламент народов России»", "Межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы", "Академии Наук социальных технологий и местного самоуправления", "НИИ комплексных муниципальных исследований Российской Академии Наук", Барышниковым Сергеем Борисовичем.