-------------------
-------------------
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Иван Буранов о тяжелой судьбе российской пропаганды безопасного движения
Социальная реклама, пропагандирующая безопасное вождение,— явление для России относительно новое. На Западе ролики о последствиях неаккуратной езды — это высокохудожественные короткометражные фильмы, которые смотрятся на одном дыхании. Их хочется прокручивать снова и снова. Один из недавних шедевров о превышении скорости был снят в Новой Зеландии и набрал на сегодняшний день более 8 млн просмотров.
Что происходит в России? Социальной рекламой для водителей занимается созданная в 2007 году организация «Движение без опасности», плотно взаимодействующая с ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков. Общими усилиями были созданы ролики, которые крутятся на федеральных каналах и в кинотеатрах. Понятно, что в такой форме пропаганда необходима, потому что на особо впечатлительных водителей она действует не хуже, чем высокие штрафы и угроза остаться без прав. Но достучаться до российских автомобилистов и заставить их задуматься пока не получается.
Тому есть несколько причин. Во-первых, сами ролики: их немного, а действительно удачных — еще меньше. Несколько неплохих было снято в 2009 году. Из последних я бы отметил «Пиктограммы» про скорость и «Осколки» про пьянство за рулем. Остальные весьма сомнительны по подаче и содержанию, хотя несут, безусловно, важный посыл. Вот, например, ролик для кампании «Засветись!»: кто-нибудь после просмотра пойдет за светоотражающей одеждой? Сомневаюсь. Новосибирская ГИБДД придумала хороший сюжет: пьяный водитель дает гаишнику взятку, а потом сбивает девушку того же гаишника. Идея классная, а получилось так себе.
Вторая проблема — это взаимодействие с целевой аудиторией. О запущенной на днях кампании «Притормози» я узнал на сайте ГИБДД, хотя должен был узнать вообще-то с экрана телевизора. А что делать, если я ТВ не смотрю? Молодежь, чаще всего рискующая попасть в аварию, «ящик» включает крайне редко, а федеральные каналы тем более не смотрит. Трансляция соцрекламы в кинотеатрах лишь частично решает вопрос: в кино ходят далеко на все, при этом опрошенные мною друзья-киноманы соцрекламу перед фильмами вообще не помнят. Крутят мало или плохо запоминается? Вот европейские ролики доходят к нам через блоги и соцсети, в результате их смотрят и «шарят» не только западные водители, но и наши.
Третья проблема — это подача. Если гаишники хотят донести мысль о безопасном вождении до водителей, то это должно быть сделано агрессивно, четко и точно в цель. Наши ролики нестрашные, и это плохо — они должны производить впечатление и шокировать. 50% российских водителей думают, что они самые умные, правила им не писаны, от штрафа можно откупиться, поэтому водят они так, как считают нужным. Это и есть российский менталитет, о котором так много говорят, но о котором так часто забывают. Единственный способ заставить задуматься водителей — напугать.
Неправильный подход виден и на примере кампании, которую проводит известная в Москве организация Probok.net, мотивирующая к правильному вождению. Подача в принципе верная: огромные билборды вдоль дороги, огромный шрифт и ясная мысль, а исполнение — на двойку. Вот я еду по Ленинградскому шоссе, вижу плакат следующего содержания: «Вылез на забитый перекресток? Молодец, теперь все будут тоже стоять». А теперь скажите: где на Ленинградке в сторону центра ближайший перекресток, на который можно выехать, перегородив проезд? На площади Белорусского вокзала? Пока туда доедешь, 100 раз забудешь о прочитанном тексте. Аналогичная ситуация — на Волоколамском шоссе, где билборд призывает не выезжать на обочину. Ближайшее место, где это можно сделать, наверное, где-нибудь за пределами Митино или у поворота к Красногорску. Такой плакат стоило бы поставить на выезде из Москвы.
Ролики и билборды, безусловно, нужны и работают при правильном применении. Деньги на пропаганду в России выделяются приличные: почти 500 млн руб. потратили в 2006–2012 годах, еще 380 млн руб. запланированы до 2020 года. Хотелось бы, чтобы все эти усилия были не напрасны.
Иван Буранов